Хронологический (по времени происходящих в истории событий).
Персонологический (по именам учёных, оказавшим своими открытиями влияние на историю психологии – Платон, Аристотель, Декарт, Локк, Вундт, Фрейд и т.д.)
По школам и направлениям (это способ используют, в основном, при исследовании событий первой половины ХХ века: бихевиоризм, гештальтпсихология, фрейдизм, во второй половине ХХ века гуманистическая психология, когнитивная рассматриваются уже скорее как направления, появляются синтетические концепции, где теории и практика разных школ перемешивается)
Географический (Античная-греческая психология, английская, русская и т.п.)
Категориальный (К примеру, берут такие категории, как: образ, мотивация, деятельность, личность, общение. Анализируют то, как меняются представления о их содержании на протяжении истории)
Отраслевой (Наиболее поздний. Как история внешних и внутридисциплинарных связей и развития различных областей и направлений в психологии. История социальной психологии, история педагогической психологии и т.п.)
Принцип полярных диад или контрастирующих пар – сопоставление двух крайних точек зрения: материализм-идеализм, эмпиризм-рационализм, аналитические концепции – целостные и т.д.
Многомерный подход основан на кибернетическом законе разнообразия – для раскрытия существенных сторон предмета необходимо разнообразие точек зрения.