Обстоятельства и последствия распада СССР полностью подтвердили прогноз Троцкого о том, что главная угроза Советскому Союзу проистекала 1Боффа

Джузеппе История Советского Союза. Т.2. Пер. с итал. – М.: Международные Отношения, 2002
из стремления бюрократии расчленить национализированную собственность, возникшую в результате Октябрьской революции 1917 года.
Национализации в послевоенный период проводились во многих странах мира. Они, однако, существенно отличались от того, чтобы было в Советском Союзе. В странах развитого капитализма меры национализации носили
прежде всего характер временных тактических мер правящих классов. Они проводились под строгим контролем капиталистических правительств и были направлены на спасение основ буржуазного общества и частной собственности.
В развивающихся странах (или так называемых странах «третьего мира») меры огосударствления местами достигали радикального количественного масштаба. Но во всех случаях они проводились не рабочим классом в революционном порядке, а «сверху» и для сохранения стабильности правящих буржуазно-националистических (как в Индии) или сталинистских (как в Китае и на Кубе) режимов.
Природа таких государств, как Куба или Китай, имела ряд особенностей, выраставших главным образом вследствие специфических условий «холодной войны». Однако все они не имели ничего общего с возникновением рабочего государства в результате сознательного и независимого действия пролетариата в союзе с крестьянством в рамках социалистической революции. В этом смысле на протяжении всей истории XX столетия Советский Союз продолжал оставаться уникальным примером государства, возникшего в качестве прямого продукта пролетарской социалистической революции.
То, что режимы Кастро на Кубе или маоистских сталинистов в Китае никогда не имели подлинно социалистического характера, объясняет, почему они могли пойти на радикальный демонтаж (или трансформацию) прежних форм государственной собственности, не меняя своей социальной природы и сохраняя рычаги власти в прежних руках. Идя на подобные меры, эти режимы просто приспособлялись к новым историческим условиям, которые образовались после распада СССР и были связаны с усилением давления мирового рынка.
Советский Союз, даже в своей глубоко переродившейся форме и увенчанный тоталитарно-бюрократической диктатурой, все же был в основе своей режимом рабочего государства и не мог быть просто приспособлен к целям капиталистической реставрации. СССР должен был быть опрокинут и уничтожен — только таким путем бюрократия могла превратить себя в новый имущий класс.
Более десяти лет назад, в годы «перестройки», Международный Комитет Четвертого Интернационала, опираясь на идейно-политическое наследие Льва Троцкого, опубликовал ряд документов и заявлений, в которых совершенно недвусмысленно обращал внимание советского и международного рабочего класса на то, что советская бюрократия при поддержке мировой буржуазии подготовляет капиталистическую реставрацию в Советском Союзе.1
В одном из таких заявлений, опубликованном в 1988 году, подчеркивалось, что «одновременно с предательством борьбы интернационального пролетариата советская бюрократия начала беспримерное наступление на плановое хозяйство и национализированную собственность внутри
![]() |
1Бюллетень Четвертого Интернационала, учредительный выпуск, 1989, с. 8.
2Бюллетень Четвертого Интернационала, учредительный выпуск, 1989, с. 2.
Советского Союза, главную победу, которая еще осталась от Октябрьской революции. Горбачевская линия перестройки и гласности представляет собой путь к реставрации капитализма в СССР и к превращению сталинистских бюрократов в капиталистов»2.
Апеллируя к инициативе советских трудящихся и стремясь проложить мост над той огромной пропастью, которая существовала между объективным общественным кризисом и субъективным состоянием сознания советского рабочего класса, МКЧИ писал:
«Мы открыто призываем советские массы защищать свои рабочие места и жизненный уровень... мы призываем рабочих взять контроль над фабриками и заводами, установить демократически-контролируемые рабочие комитеты и советы на уровне заводов, городов, областей и всего Союза для организации и координации производства и распределения товаров. Лишь путем таких шагов рабочего класса можно предотвратить угрозу катастрофы. Рабочие должны взять контроль над государственной собственностью — которую они сами создали — и сами решать, как ее употреблять. В той степени, в какой ограниченная приватизация может быть применена в деле хозяйственной реконструкции, она должна находиться под осторожным контролем и надсмотром демократических рабочих советов. Рабочие должны предотвратить беззаконную и бесконтрольную распродажу государственного имущества. Должен быть проведен настоящий подсчет всех ценностей СССР. Секретные резервы бюрократии должны стать достоянием гласности и поставлены под контроль. Рабочие комитеты и советы должны немедленно взять под свою опеку курорты, жилищные комплексы, здравоохранительные предприятия и т.д., которые до сих пор оставались исключительной 1Бюллетень Четвертого Интернационала, № 6, 1992, с. 45.
прерогативой бюрократии. Все эти ресурсы и средства должны быть переданы в распоряжение народа, чтоб облегчить, в меру возможности, глубокий социальный кризис».1







