Морские сражения и взрывчатка

В военно-морском деле чрезвычайную важность имеет мощность взрывчатого вещества в снарядах корабельной артиллерии, торпедах, минах, сегодня – ракетах. Поскольку в морских сражениях дело может решить один единственный выстрел, одна единственная мина или торпеда. Пара примеров.

24 мая 1941 г. английская эскадра атаковала немецкий линкор "Бисмарк". "Бисмарк" быстро пристрелялся и в третьем залпе один снаряд попал в английский линейный крейсер "Худ". Этого оказалось достаточно: "Худ", корабль такого же водоизмещения, как и "Бисмарк", немедленно затонул вместе с 1416 членами экипажа (подобрать с воды удалось всего трех человек).

27 мая 1941 г. англичане все же "достали" "Бисмарка". Лен Дейтон описывает это так: "К месту действия подтягивались все новые и новые английские корабли, выпускавшие по "Бисмарку" торпеды, но тот никак не тонул. В 10.44 командующий соединением передал полный отчаяния приказ: "Всем кораблям, имеющим торпеды, выпустить их по "Бисмарку". В конце концов, команда немецкого линкора решила завершить дело сама. Была взорвана крюйт-камера, и "Бисмарк" превратился в "адское горнило". Ослепительный огонь, пылавший внутри, был виден сквозь многочисленные пробоины от снарядов". Лишь после этого "Бисмарк" умер. "Когда он перевернулся вверх килем, – с гордостью писал один из спасшихся немецких моряков, – мы увидели, что подводная часть корпуса не повреждена торпедами". 54

Обратите внимание; англичане и по сей день не могут подсчитать, сколько их торпед попало в "Бисмарк", по меньшей мере – около 28. Но мощность взрывчатки в боевых отделениях английских торпед была такова, что, по свидетельству уцелевших моряков "Бисмарка", взрывы торпед "лишь сдирали с бортов линкора краску", – по словам Лена Дейтона.

А 15 октября 1939 г. немецкая подводная лодка U-47, проникнув на базу английского флота Скапа-Флоу, двумя торпедами попала во флагманский линкор английского флота "Роял-Оук". Взрывами линкор был разломан на две части, опрокинулся и затонул вместе с 832 членами экипажа, среди которых был, кстати или некстати, и командующий английским флотом метрополии адмирал Блэнгроув, 102 не обеспечивший охрану базы.

Причин такой разительной разницы применения торпедного оружия много. Скажем, "Бисмарк" был новейшим линкором, 24 а "Роял-Оук" – старым. Но что бы ни говорили, при анализе этих случаев выпирает и причина, которую можно считать главной: боевые части английских торпед и мин снаряжались просто тринитротолуолом, а немецких – смесью его с гексогеном, что повышало мощность взрыва в 1,5 раза. Взрыв от немецких мин и торпед проламывал более толстую броню и глубже проникал в заброневой обём корабля.

А что касается старых и новых кораблей, то следует сказать, что обоим новым советским крейсерам КБФ водоизмещением 8600 т оторвало носы при прохождении над немецкими магнитными минами, крейсеру "Максим Горький" – 23 июня 1941 г., 105 а крейсеру "Киров" – после войны. 106 Правда, наши крейсера не затонули.

Теперь, надеюсь, понятно, насколько важно было найти для советского военно-морского флота взрывчатое вещество, хотя бы сравнимое по мощности с тем, что имели немцы. И нам в этом сначала помогли сами немцы.

После заключения Пакта о ненападении с СССР в 1939 г. они, хвастаясь, стали пускать советские делегации на свои военные заводы. Капитан первого ранга Н.И. Шибаев, проходя экскурсией по мастерской, в которой немцы снаряжали взрывчаткой свои торпеды, сумел незаметно от них умыкнуть ее крошечный кусочек. (Обычно такие пробы уносят под ногтями). Вот эта проба и попала к химику Е.Г. Ледину, который проанализировал образец и создал свою первую взрывчатку – копию немецкой. Названа она была ТГА. 25


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: