Учебные вопросы

1. Понятие и состав риторического канона.

2. Тема. Проблема, тезис и авторский замысел речи.

3. «Общее место» (топ, топос) как смысловая модель. Топы «род и вид», «определение», «целое и части», «свойства», «сопоставление», «обстоятельства», «причина – следствие», «пример», «свидетельство», «имя» и приемы их использования.

4. Смысловая схема речи и композиция речи.

Методические указания для курсантов по подготовке к семинару

При подготовке к семинару необходимо:

– ознакомиться с содержанием основных источников по данной теме;

– обратить внимание на ключевые термины: «риторический канон», «инвенция», «диспозиция», «элокуция», «тезис», «авторский замысел», «топос» («топ»), «дефиниция», «композиция»;

– сформулировать и записать требования, предъявляемые к теме речи;

– сформулировать и записать требования, предъявляемые к тезису речи;

– потренироваться в применении топов «род и вид», «определение», «целое и части» в ходе диспозиции содержания речи;

– выбрать смысловую схему речи и обоснованно ее применить, подготовив соответствующую случаю короткую речь;

– изучить содержание лекции, воспользовавшись материалами видеокурса лекций: Синченко Г. Ч. Риторика: цикл лекций (видеокурс). Омск, 2011.

Семинар 2 часа

Учебные вопросы

1. Принципы расположения содержания в описании. Основные стратегии повествования.

2. Рассуждение и хрия.

3. Критерии культуры речевой деятельности.

4. Типология риторических фигур. Тропы. Риторические фигуры в собственном смысле слова.

5. Средства диалогизации речи. Фигуры эмоционального контакта.

Методические указания для курсантов по подготовке к семинару

При подготовке к семинару необходимо:

– ознакомиться с содержанием основных источников по данной теме;

– обратить внимание на ключевые термины: «фабулярный подход», «сюжетный подход», «архетипическая фабула», «хрия», «риторическая фигура», «амплификация», «риторический троп» («троп»), «метафора», «метонимия», «оксюморон»;

– показать на примерах различия в применении фабулярного и сюжетного подходов в диспозиции речи;

– расположить содержание речи в соответствии с канонами прямой и обратной хрии;

– использовать метафору, метонимию, плеоназм и изученные в лекции виды амплификаций в предложенном Вами коротком тексте;

– потренироваться в применении известных Вам риторических фигур;

– изучить содержание лекции, воспользовавшись материалами видеокурса лекций: Синченко Г. Ч. Риторика: цикл лекций (видеокурс). Омск, 2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: