1. Понятие и состав риторического канона.
2. Тема. Проблема, тезис и авторский замысел речи.
3. «Общее место» (топ, топос) как смысловая модель. Топы «род и вид», «определение», «целое и части», «свойства», «сопоставление», «обстоятельства», «причина – следствие», «пример», «свидетельство», «имя» и приемы их использования.
4. Смысловая схема речи и композиция речи.
Методические указания для курсантов по подготовке к семинару
При подготовке к семинару необходимо:
– ознакомиться с содержанием основных источников по данной теме;
– обратить внимание на ключевые термины: «риторический канон», «инвенция», «диспозиция», «элокуция», «тезис», «авторский замысел», «топос» («топ»), «дефиниция», «композиция»;
– сформулировать и записать требования, предъявляемые к теме речи;
– сформулировать и записать требования, предъявляемые к тезису речи;
– потренироваться в применении топов «род и вид», «определение», «целое и части» в ходе диспозиции содержания речи;
– выбрать смысловую схему речи и обоснованно ее применить, подготовив соответствующую случаю короткую речь;
– изучить содержание лекции, воспользовавшись материалами видеокурса лекций: Синченко Г. Ч. Риторика: цикл лекций (видеокурс). Омск, 2011.
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Принципы расположения содержания в описании. Основные стратегии повествования.
2. Рассуждение и хрия.
3. Критерии культуры речевой деятельности.
4. Типология риторических фигур. Тропы. Риторические фигуры в собственном смысле слова.
5. Средства диалогизации речи. Фигуры эмоционального контакта.
Методические указания для курсантов по подготовке к семинару
При подготовке к семинару необходимо:
– ознакомиться с содержанием основных источников по данной теме;
– обратить внимание на ключевые термины: «фабулярный подход», «сюжетный подход», «архетипическая фабула», «хрия», «риторическая фигура», «амплификация», «риторический троп» («троп»), «метафора», «метонимия», «оксюморон»;
– показать на примерах различия в применении фабулярного и сюжетного подходов в диспозиции речи;
– расположить содержание речи в соответствии с канонами прямой и обратной хрии;
– использовать метафору, метонимию, плеоназм и изученные в лекции виды амплификаций в предложенном Вами коротком тексте;
– потренироваться в применении известных Вам риторических фигур;
– изучить содержание лекции, воспользовавшись материалами видеокурса лекций: Синченко Г. Ч. Риторика: цикл лекций (видеокурс). Омск, 2011.