При подготовке к семинару необходимо:
– ознакомиться с содержанием основных источников по данной теме;
– сформулировать определение понятий «беседа», «дискуссия», «полемика»; найти отличия дискуссии и полемики;
– выделить основные стратегии беседы;
– выделить особенности делового общения, составить перечень принципов делового общения;
– выделить наиболее часто встречаемые типы собеседников, обратить внимание на непродуктивные стратегии ведения беседы;
– сформулировать основные принципы ведения дискуссии, выявить оптимальную стратегию речевого поведения ведущего и участников дискуссии;
– изучить содержание лекции, воспользовавшись материалами видеокурса лекций: Синченко Г. Ч. Риторика: цикл лекций (видеокурс). Омск, 2011.
Задания для самостоятельной работы
1. Продумайте и разыграйте беседу на дружеском вечере, организованном коллективом ваших коллег по работе. Все сотрудники знают друг друга, а вы — «новенький». Вы входите в зал и выбираете себе собеседника.
|
|
2. Проанализируйте описание и изображение светской салонной петербургской беседы начала XIX в. в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (Т. 1. Ч. 1. Гл. II–IV). По каким особенностям поведения Пьера Шерер определила, что он опасен для «разговорной машины» ее салона? Чем он нарушал действие «машины»? Как исправляла его хозяйка салона, чтобы уберечь ход беседы?
3. Организуйте и проведите дискуссию на любую интересующую вас тему.
Рекомендуемые источники
Основные источники
Хазагеров Г. Г., Лобанов И. Б. Риторика: учебник. Ростов н/Д, 2008.
Дополнительные источники
Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика для юристов: учебное пособие. Ростов н/Д, 2007.
Голуб И. Б. Риторика: учебное пособие. М., 2008.
Риторика, или Ораторское искусство: учебное пособие / под ред. И. Н. Кузнецова. М., 2008.
Шешко Н. Б. Риторика. Минск, 2007.
Перечень докладов, сообщений и рефератов
1. Продуктивные и непродуктивные модели беседы.
2. Как делать комплименты?
3. Как произносить тосты?
Планы семинаров и самостоятельной работы подготовил:
доцент кафедры кандидат философских наук, доцент Д. В. Попов.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры
10 ноября 2012 г., протокол № 3.
Рекомендованы для использования в учебном процессе
Методическим советом Омской академии МВД России
«__» _________ 2012 г., протокол № __.
ГПиОП ОмА МВД России. Заказ №_____. Тираж 20 экз.