1. Общие сведения об ученике (Ф.И., класс, школа, продолжительность обучения с одноклассниками, физическое развитие и отношение к спорту, успеваемость).
2. Ценностные ориентации, интересы.
3. Самооценка.
4. Уровень притязаний.
5. Мотивационно-потребностная сфера:
— направленность на себя и других;
— потребность в общении.
6.Интеллектуальное развитие
7. Коммуникативные и организационные способности.
8. Темперамент и характер.
Используемые методы и методики для написания характеристики на личность:
- наблюдение, беседа, анкета;
- методика «Ценностные ориентации» М.Рокича
- «Самооценка» Дембо-Рубинштейна
- «Уровень притязаний»
- Методика диагностики направленности личности» Б.Басса
- Методика «Таблицы Равена» (интеллект)
- КОС (коммуникативные и организаторские склонности)
- вопросник Леонгарда—Шмишека для изучения акцентуаций характера
- Опросник для изучения темперамента Я.Стреляу
Приложение 5
Последовательность составления характеристики на группу
|
|
1. Состав группы. Актив группы. Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручений.
2. Сплоченность группы. Есть ли группировки. Как ребята
относятся друг к другу. Как относятся к общественным делам.
Любят ли вместе проводить время, развлекаться или совместно трудиться.
Дружат ли в группе мальчики и девочки. Защищают ли ученики членов
своего коллектива. Переживают ли школьники удачи и неудачи своей
группы.
3.Организованность класса. Умеют ли учащиеся самоорганизоваться для выполнения коллективных дел. Умеют ли они распределять между собой работу. Подчиняются ли решениям органов ученического коллектива и распоряжениям его уполномоченных.
4.Характер товарищеских связей в коллективе. Какие поступки товарищей учащиеся одобряют, а какие - осуждают. Как выражают свое одобрение. Есть ли расхождения между тем, что учащиеся говорят, и тем, что они делают. Оказывают ли помощь друг другу. Наличие критики и самокритики в группе.
Предлагаемые методики для составления характеристики группы:
- Методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений Дж.Морено;
- Тест описания поведения К.Томаса.
Методы:
- наблюдение;
- опрос;
- анкета;
- беседа.