Оратор должен ответить на вопросы: 1. удалось ли удержать внимание аудитории во время выступления 2. уложился ли в регламент 3. все ли сказал, что хотел 4. подчеркнул ли главное в заключении 5. не сбивался ли, не отклонялся ли от темы 6. уверенно ли чувствовал себя Да – 10, нет – 1; менее 50 – неудачное выступление | Экспертная оценка: 1. Удачно ли начало 2. Есть ли динамизм 3. Удачны ли примеры 4. Адекватна ли громкость 5. Адекватен ли темп 6. Адекватен ли язык и стиль 7. Удачно ли завершение 8. Уложился ли в регламент 9. Хорошо ли держался 10. Интересно ли было слушать 11. Оригинально ли содержание 12. Ясна ли основная мысль 13. Убедителен ли оратор Да – 10, нет – 1; удачное выступление – не менее 86 баллов |
Литература:
1. Кони А.Ф. Приемы и задачи прокуратуры // Собрание сочинений в 8 т. – М., 1967. – Т.4. – С. 121-200
2. Мартьянова И.А. Основы риторики. – СПб., М., 2002.
3. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989.
4. Одинцов В.В. Структура публичной речи. – М.,1976.
5. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2000. – гл.3
|
|
6. Стернин И.А. Практическая риторика. – Воронеж, 1993.
ЗАНЯТИЕ № 8
Тема. Спор и его разновидности
Цель: дать представление о разновидностях спора (дискуссия, диспут, полемика), создать ситуацию спора и полемики, отработать умение задавать разные виды вопросов, умение применять разные способы опровержения обвинения.
Понятие спора. Логические и психологические предпосылки спора. Цель спора. Пути отстаивания позиции в споре: 1) Логический путь: доказательство правильности своих убеждений; указание оснований, из которых они вытекают; развитие следствий, подтверждающих правильность обоснованных положений. 2) Психологический путь: приемы запутывания противника, вызывание в противнике чувства неуверенности в себе, воздействие на слушателей и «перетягивание» их на свою сторону и т.п. Роль вопросов во время дискуссии, типология вопросов. Проблема этикета и этики в ситуации спора.
Вопросы:
Какова роль вопросов в споре? Дайте разные виды классификации вопросов.
Сформулируйте правила поведение противников в споре.
В чем отличие дискуссии от полемики и диспута.
Судебное разбирательство – особый вид спора?