Критерии оценки речей

Аспекты Возможные ситуации Баллы
Интерпретация фактов а) удачная интерпретация  
  б) не вполне удачная {не все факты освещены полно, объективно)  
  в) неудачная (большинство фактов объясняется неверно, неумело или явно предвзято)  
Количество аргументов а) аргументы содержатся в доста­точном количестве  
  б) в недостаточном количестве  
  в) в излишнем количестве  
  г) аргументов по существу нет  
Характер аргументов а) аргументы впечатляющие (убе­дительные, оригинальные, броские и др.)  
  б) аргументы среднего качества (недостаточно логичны, недоказа­тельны, растянуто изложены и др.)  
  в) аргументы слабые (совсем неубедительные, недейственные)  
Использование типов аргу­ментов (аргументы к делу, аргументы к человеку, к пользе) а), использование аргументов разных типов  
  б) типовое однообразие аргументов  
Ориентация содержания речи на аудиторию (насколько выступающий ощущает конкретный состав слушателей) а) заметная ориентация на всю аудиторию  
  б) ориентация только на часть аудитории  
  в) отсутствие ориентации  
Композиционная (струк­турная) сторона речи а) композиция четкая (хорошо раз­личаются приступ, основная часть, заключение); приступ и заключе­ние не затянуты; части и подчасти последовательны и логически связаны  
речи б) композиция неполная (отсутст­вует одна из частей), недостаточно четкая (не всегда логичны пере­ходы от одной части или подчасти к другой)  
  в) композиция и структура речи нечеткие (речь сумбурна, есть не­оправданные и длительные отступ­ления; какие-то моменты инфор­мационно не закончены; имеются неоправданные возвращения к уже сказанному, повторы; за речью трудно следить)  
Выразительность речи а) используется большой запас слов, бога­тый словарь; представлены разнообразные грамматические конструкции, множество фигур речи; удачно и в нужной мере используются периоды  
  б) лексикон оратора средний; граммати­ческие конструкции однообразны; исполь­зуется небольшое число фигур речи немно­гих типов; периоды не используются  
  в) лексикон скудный, грамматика бедна, фигуры речи отсутствуют  
Ортологичес кая сторона речи а) ошибки произношения слов, граммати­ческие неточности, употребления слов в неправильном значении, тавтологии и т. п.  
  б) перечисленное имеется в небольшом количестве и носит случайный характер  
  в) перечисленное наблюдается в большом количестве (четыре случая и более)  
Подготовленность речи а) речь хорошо подготовлена (выступающий лишь изредка пользуется конспектом; не создает впечатления, что он что-то забыл и припоминает; не делает поправок; речь уверенна и естественна)  
  б) речь недостаточно подготовлена (высту­пающий часто смотрит в текст, делает за­метные неоправданные паузы, несколько раз делает поправки и т. п.)  
  в) речь плохо подготовлена (оратор факти­чески читает ее либо долго вспоминает, что нужно сказать, часто и заметно сбивается и поправляется и т. п.).  
Соблюдение правил произнесения речи а) речь произносится мастерски (темп средний, варьирующийся при изменении содержания; голос не тихий и не слишком громкий; речь не монотонна; умело исполь­зуются жесты и мимика; выступающий обо­зревает всю аудиторию, а не смотрит в одну точку; отсутствуют отвлекающие моменты - частое использование платка и т. п.)  
  б) речь произносится на среднем уровне: произносится скороговоркой или замед­ленно, тихо или очень громко; взойдя на трибуну, выступающий сразу начинает речь; жесты и выражение лица не соответствуют содержанию речи; выступающий проявляет внешнюю робость и неуверенность в себе; речь монотонна  
  в) речь произносится плохо: присутствуют все перечисленные недостатки или большинство из них  
Реакция выступающе го на поведение аудитории а) выступающий внимательно следит за аудиторией и чутко реагирует на восприятие его речи (по необходи­мости перестраиваясь); заметен его интерес к аудитории как к своего рода собеседникам  
  б) выступающий не следит за реакци­ей аудитории и не склонен обращать на нее внимание, сосредоточившись лишь на своих рассуждениях и раз­мышлениях, на том, как лучше выра­зить мысль.  

2. Доклад по книге Бредемайера К. Черная риторика. Власть и магия слова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 224 с.

Литература:

1. Мартьянова И.А. Основы риторики. – СПб., М., 2002.

2. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. М.: Флинта: Наука, 2006.

ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Чувство аудитории, или коммуникативность речи

Цель: дать общее представление о средствах достижения коммуникативности речи, научиться составлять социальный портрет аудитории, отработать способы имитации разговорной речи, определить мелодику речи, интенсивность речи, темп речи, тембр речи, дикцию.

Средства достижения коммуникативности речи: разговорность речи, зрительный контакт, голосовой контакт. Имитация разговорной речи создает ощущение непосредственного общения, общения естественного. Способы достижения разговорности речи: использование обращений, личных местоимений 1 и 2 лица, короткие фразы, замена причастных и деепричастных оборотов простыми предложениями, разрушение цепочки родительного падежа, использование вопросительного единства, отсутствие официально – деловых фраз, канцеляризмов. Взгляд как важное средство создания эффективного коммуникативного сотрудничества. Составные элементы интонации: мелодика, интенсивность, темп, тембр речи.

Вопросы:

1. Как добиться разговорности речи при публичном выступлении?

2. В чем заключается голосовой и зрительный контакт оратора с аудиторией?

3. Что такое интонация? Каковы ее акустические компоненты?

4. Языковые средства речевого мастерства?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: