Аспекты | Возможные ситуации | Баллы |
Интерпретация фактов | а) удачная интерпретация | |
б) не вполне удачная {не все факты освещены полно, объективно) | ||
в) неудачная (большинство фактов объясняется неверно, неумело или явно предвзято) | ||
Количество аргументов | а) аргументы содержатся в достаточном количестве | |
б) в недостаточном количестве | ||
в) в излишнем количестве | ||
г) аргументов по существу нет | ||
Характер аргументов | а) аргументы впечатляющие (убедительные, оригинальные, броские и др.) | |
б) аргументы среднего качества (недостаточно логичны, недоказательны, растянуто изложены и др.) | ||
в) аргументы слабые (совсем неубедительные, недейственные) | ||
Использование типов аргументов (аргументы к делу, аргументы к человеку, к пользе) | а), использование аргументов разных типов | |
б) типовое однообразие аргументов | ||
Ориентация содержания речи на аудиторию (насколько выступающий ощущает конкретный состав слушателей) | а) заметная ориентация на всю аудиторию | |
б) ориентация только на часть аудитории | ||
в) отсутствие ориентации | ||
Композиционная (структурная) сторона речи | а) композиция четкая (хорошо различаются приступ, основная часть, заключение); приступ и заключение не затянуты; части и подчасти последовательны и логически связаны | |
речи | б) композиция неполная (отсутствует одна из частей), недостаточно четкая (не всегда логичны переходы от одной части или подчасти к другой) | |
в) композиция и структура речи нечеткие (речь сумбурна, есть неоправданные и длительные отступления; какие-то моменты информационно не закончены; имеются неоправданные возвращения к уже сказанному, повторы; за речью трудно следить) | ||
Выразительность речи | а) используется большой запас слов, богатый словарь; представлены разнообразные грамматические конструкции, множество фигур речи; удачно и в нужной мере используются периоды | |
б) лексикон оратора средний; грамматические конструкции однообразны; используется небольшое число фигур речи немногих типов; периоды не используются | ||
в) лексикон скудный, грамматика бедна, фигуры речи отсутствуют | ||
Ортологичес кая сторона речи | а) ошибки произношения слов, грамматические неточности, употребления слов в неправильном значении, тавтологии и т. п. | |
б) перечисленное имеется в небольшом количестве и носит случайный характер | ||
в) перечисленное наблюдается в большом количестве (четыре случая и более) | ||
Подготовленность речи | а) речь хорошо подготовлена (выступающий лишь изредка пользуется конспектом; не создает впечатления, что он что-то забыл и припоминает; не делает поправок; речь уверенна и естественна) | |
б) речь недостаточно подготовлена (выступающий часто смотрит в текст, делает заметные неоправданные паузы, несколько раз делает поправки и т. п.) | ||
в) речь плохо подготовлена (оратор фактически читает ее либо долго вспоминает, что нужно сказать, часто и заметно сбивается и поправляется и т. п.). | ||
Соблюдение правил произнесения речи | а) речь произносится мастерски (темп средний, варьирующийся при изменении содержания; голос не тихий и не слишком громкий; речь не монотонна; умело используются жесты и мимика; выступающий обозревает всю аудиторию, а не смотрит в одну точку; отсутствуют отвлекающие моменты - частое использование платка и т. п.) | |
б) речь произносится на среднем уровне: произносится скороговоркой или замедленно, тихо или очень громко; взойдя на трибуну, выступающий сразу начинает речь; жесты и выражение лица не соответствуют содержанию речи; выступающий проявляет внешнюю робость и неуверенность в себе; речь монотонна | ||
в) речь произносится плохо: присутствуют все перечисленные недостатки или большинство из них | ||
Реакция выступающе го на поведение аудитории | а) выступающий внимательно следит за аудиторией и чутко реагирует на восприятие его речи (по необходимости перестраиваясь); заметен его интерес к аудитории как к своего рода собеседникам | |
б) выступающий не следит за реакцией аудитории и не склонен обращать на нее внимание, сосредоточившись лишь на своих рассуждениях и размышлениях, на том, как лучше выразить мысль. |
2. Доклад по книге Бредемайера К. Черная риторика. Власть и магия слова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 224 с.
|
|
|
|
Литература:
1. Мартьянова И.А. Основы риторики. – СПб., М., 2002.
2. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. М.: Флинта: Наука, 2006.
ЗАНЯТИЕ № 6
Тема: Чувство аудитории, или коммуникативность речи
Цель: дать общее представление о средствах достижения коммуникативности речи, научиться составлять социальный портрет аудитории, отработать способы имитации разговорной речи, определить мелодику речи, интенсивность речи, темп речи, тембр речи, дикцию.
Средства достижения коммуникативности речи: разговорность речи, зрительный контакт, голосовой контакт. Имитация разговорной речи создает ощущение непосредственного общения, общения естественного. Способы достижения разговорности речи: использование обращений, личных местоимений 1 и 2 лица, короткие фразы, замена причастных и деепричастных оборотов простыми предложениями, разрушение цепочки родительного падежа, использование вопросительного единства, отсутствие официально – деловых фраз, канцеляризмов. Взгляд как важное средство создания эффективного коммуникативного сотрудничества. Составные элементы интонации: мелодика, интенсивность, темп, тембр речи.
Вопросы:
1. Как добиться разговорности речи при публичном выступлении?
2. В чем заключается голосовой и зрительный контакт оратора с аудиторией?
3. Что такое интонация? Каковы ее акустические компоненты?
4. Языковые средства речевого мастерства?