ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для студентов 1 курса очной формы обучения
Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение в основы психологии
Раздел 2. Естественнонаучные основы психологии
Раздел 3. Психические познавательные процессы
Ощущение
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Раздел 4. Основные категории психологии
Категория сознания в психологии
Психологическая теория деятельности
Личность
Раздел 6. Психические свойства личности …………………………………………….. 34
6.1. Эмоции и чувства ………………………………………………………………………. 34
6.2. Способности …………………………………………………………….......................... 36
6.3. Темперамент …………………………………………………………………………… 37
6.4. Характер ………………………………………………………………………………… 40
Список основной использованной литературы ………………………………………. 43
|
|
РАЗДЕЛ 1
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Психология, как и большинство других наук, происходит из античной философии. Так, еще в IV в до н.э. Аристотель написал трактат «О душе», который можно причислить к первому специальному психологическому сочинению. Однако, само понятие "психология", появилось впервые только в XVIII в работе немецкого философа Христиана Вольфа и образованно из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука). Таким образом, психология – это наука о душе, или, в более современном звучании, – наука о психике. Официальное оформление научная психология получила в 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундтоткрыл в г. Лейпциг первую лабораторию экспериментальной психологии.
Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии?
В самом обобщенном плане предметом психологии является психика. Психика – это субъективное отражение объективной реальности. Объективная реальность отражается в психике человека посредством психических явлений. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Существуют три основных класса психических явлений: психические процессы, психические свойства и психические состояния, каждый из которых, в свою очередь, имеет свою область проявлений. Отобразим это в виде таблицы.
Таблица 1.1. Основные классы психических явлений.
Психические явления | ||
психические процессы | психические свойства | психические состояния |
ощущение восприятие внимание память мышление воображение | темперамент характер личность воля задатки способности | радость гнев счастье желание интерес переживание ……………… |
Методы исследования в психологии
|
|
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны. Ниже перечислены основные методы, которые, используются в психологической науке.
Наблюдение имеет несколько вариантов.
Внешнее наблюдение – способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Основными разновидностями теста являются тесты-опросники и тесты-задания и проективные тесты.
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Проективные тесты. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.
Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.
Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего исследовать.