Методы исследования в психологии

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Для студентов 1 курса очной формы обучения

Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Введение в основы психологии

Раздел 2. Естественнонаучные основы психологии

Раздел 3. Психические познавательные процессы

Ощущение

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Воображение

Раздел 4. Основные категории психологии

Категория сознания в психологии

Психологическая теория деятельности

Личность

Раздел 6. Психические свойства личности …………………………………………….. 34

6.1. Эмоции и чувства ………………………………………………………………………. 34

6.2. Способности …………………………………………………………….......................... 36

6.3. Темперамент …………………………………………………………………………… 37

6.4. Характер ………………………………………………………………………………… 40

Список основной использованной литературы ………………………………………. 43

РАЗДЕЛ 1

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Психология, как и большинство других наук, происходит из античной философии. Так, еще в IV в до н.э. Аристотель написал трактат «О душе», который можно причислить к первому специальному психологическому сочинению. Однако, само понятие "психология", появилось впервые только в XVIII в работе немецкого философа Христиана Вольфа и образованно из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука). Таким образом, психология – это наука о душе, или, в более современном звучании, – наука о психике. Официальное оформление научная психология получила в 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундтоткрыл в г. Лейпциг первую лабораторию экспериментальной психологии.

Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии?

В самом обобщенном плане предметом психологии является психика. Психика – это субъективное отражение объективной реальности. Объективная реальность отражается в психике человека посредством психических явлений. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Существуют три основных класса психических явлений: психические процессы, психические свойства и психические состояния, каждый из которых, в свою очередь, имеет свою область проявлений. Отобразим это в виде таблицы.

Таблица 1.1. Основные классы психических явлений.

Психические явления
психические процессы психические свойства психические состояния
ощущение восприятие внимание память мышление воображение темперамент характер личность воля задатки способности радость гнев счастье желание интерес переживание ………………

Методы исследования в психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, исполь­зуемые далее для построения научных теорий и выработки практи­ческих рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенст­ва методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны. Ниже перечислены основные методы, которые, используются в психологической науке.

Наблюдение имеет несколько вариантов.

Внешнее наблюдение – способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследо­ватель ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его созна­нии.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество лю­дей. Наиболее распространенная его форма – анкета.

Тесты являются специализированными методами психодиагности­ческого обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явле­ния. С по­мощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Основными разновидностями теста являются тесты-опросники и тесты-задания и проективные тесты.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопро­сов, по ответам на которые можно судить о психологических ка­чествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения че­ловека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Проективные тесты. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостат­ки, человек склонен приписывать другим людям.

Специфика эксперимента как метода психологического иссле­дования заключается в том, что в нем целенаправленно и проду­манно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свой­ство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естествен­ный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позво­ляют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.

Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего исследовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: