Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов

Основные этапы разработки проекта могут быть представлены следующим списком:

1. Выбор темы проекта и определение учебных целей.

Выбор темы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни.

Определение учебных целей. Учебные цели могут быть сформулированы в разрезе дидактических целей и методических задач. Первые определяют целевые компетентности, вторые – навыки и умения, которые приобретаются в ходе выполнения проекта

2. Определение структуры проекта.

Определяется с помощью следующих параметров:

ü доминирующая в проекте деятельность

ü характер координации проектной деятельности

ü предметно-содержательная область

ü пространственное распределение участников

ü способ формирования рабочих групп

ü продолжительность проекта.

Далее рассматриваются возможный выбор значений перечисленных параметров.

В зависимости от доминирующей в проекте деятельности можно выделить следующие типы проектов:

ü Исследовательские

ü Творческие

ü Информационные проекты

ü Практико-ориентированные

В зависимости от характера координации проектной деятельности различают проекты:

ü с открытой, явной координацией

В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в качестве координатора проекта, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком – то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные, пр.).

ü со скрытой координацией

В таких проектах координатор не обнаруживает свою координаторскую деятельность. Он может выступать как полноправный участник проекта (один из.многих), но роль координатора выполняется неявно.

В зависимости от предметно – содержательной области различают проекты:

ü моно проект (в рамках одной области знания)

ü меж предметный проект.

В зависимости от пространственного распределения участников проект различают проекты:

ü внутренние (среди участников одной учебной группы, курса, организации)

ü региональные

ü национальные

ü международные (участники проекта являются представителями разных стран).

В зависимости от способа формирования рабочих групп участников проекта различают проекты:

ü индивидуальные (проект выполняется одним или несколькими учащимися индивидуально)

ü групповые (проект выполняется несколькими группами участников).

В зависимости от продолжительности проекта различают проекты:

ü краткосрочные (несколько занятий)

ü среднесрочные (от месяца до полугода)

ü долгосрочные (от полугода до года и более).

3. Выбор телекоммуникационных средств для использования в учебном проекте.

Учебный телекоммуникационный проект может базироваться на отдельных средствах или на специально разработанных учебных средах.

В качестве отдельных средств, используемых в проекте, могут выступать:

ü Корпоративная сеть (Интранет); ü Электронная почта; ü Средства Интернет-телефонии; ü Web – форумы и Web-страницы.

4. Составление сценария (плана) проведения проекта.

Сценарий проведения проекта определяет сроки и порядок проведения мероприятий проекта. Здесь же указываются ожидаемые результаты от каждого мероприятия.

При описании сценария рекомендуется использовать представленную ниже табличную форму.

Этап учебного проекта Мероприятие Время (продолжительность) проведения Используемые методы и телекоммуникационные средства Методические советы преподавателю

5. Подготовка материала для поддержки работы участников проекта.

Материалы для поддержки работы участников проекта имеют цель, с одной стороны, регламентировать работу рабочих групп и каждого из участников проекта, и, с другой стороны, помочь участникам проекта в получении новых знаний и в освоении новых навыков и умений. В соответствии с этим документы делятся на две части.

Документы, регламентирующие деятельность рабочих групп и отдельных участников: законы, отраслевые стандарты и инструкции, …

Методические документы, направляющие деятельность участников проект: порядок оценивания деятельности участников проекта, критерии оценки результатов работы и т.д.

Обучаемым могут представляться непосредственно документы или источники, которые содержат нужные документы.

В любом случае на данном этапе целесообразно составить таблицу всех необходимых источников информации. При этом может быть использована ниже приведенная табличная форма.

Этап учебного проекта Название материала Цель использования в проекте Документ-источник Местонахождение источника

6. Определение порядка оценки проекта и деятельности каждого из участников проекта.

Оценка результатов проекта складывается из оценки со стороны участников проекта (внутренняя оценка) и со стороны преподавателя или эксперта соответствующей области знаний (внешняя оценка).

Внешняя оценка проекта призвана отметить удачные и неудачные стороны работы проектных групп. Внешняя оценка также может определить сравнительный результат работы разных проектных групп, выделив победителей в том или ином аспекте (в номинации).

Характер оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Оценочный показатель может принимать различные формы в зависимости от множества факторов.

В целях получения объективной оценки преподаватель (или доверенные внешние эксперты) может проводить постоянный мониторинг проектной деятельности. Если проект имеет четко определенные этапы, целесообразно отслеживать деятельность проектных групп и отдельных учащихся поэтапно, оценивая их шаг за шагом. При этом здесь оценка необязательно должна выражаться в виде отметок. Это могут быть самые разнообразные формы поощрения или критики.

В проектах, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система.

В качестве параметров внешней оценки проекта могут выступать:

ü значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их проблемной ситуации

ü корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов

ü активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями

ü коллективный характер принимаемых решений

ü характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта

ü необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему

ü привлечение знаний из других областей

ü доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения

ü эстетика оформления результатов проведенного проекта

ü умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы

ü умение прогнозировать возможные последствия принимаемых решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: