Основные этапы разработки проекта могут быть представлены следующим списком:
1. Выбор темы проекта и определение учебных целей.
Выбор темы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни.
Определение учебных целей. Учебные цели могут быть сформулированы в разрезе дидактических целей и методических задач. Первые определяют целевые компетентности, вторые – навыки и умения, которые приобретаются в ходе выполнения проекта
2. Определение структуры проекта.
Определяется с помощью следующих параметров:
ü доминирующая в проекте деятельность
ü характер координации проектной деятельности
ü предметно-содержательная область
ü пространственное распределение участников
ü способ формирования рабочих групп
ü продолжительность проекта.
Далее рассматриваются возможный выбор значений перечисленных параметров.
В зависимости от доминирующей в проекте деятельности можно выделить следующие типы проектов:
ü Исследовательские
ü Творческие
ü Информационные проекты
ü Практико-ориентированные
В зависимости от характера координации проектной деятельности различают проекты:
ü с открытой, явной координацией
В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в качестве координатора проекта, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком – то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные, пр.).
ü со скрытой координацией
В таких проектах координатор не обнаруживает свою координаторскую деятельность. Он может выступать как полноправный участник проекта (один из.многих), но роль координатора выполняется неявно.
В зависимости от предметно – содержательной области различают проекты:
ü моно проект (в рамках одной области знания)
ü меж предметный проект.
В зависимости от пространственного распределения участников проект различают проекты:
ü внутренние (среди участников одной учебной группы, курса, организации)
ü региональные
ü национальные
ü международные (участники проекта являются представителями разных стран).
В зависимости от способа формирования рабочих групп участников проекта различают проекты:
ü индивидуальные (проект выполняется одним или несколькими учащимися индивидуально)
ü групповые (проект выполняется несколькими группами участников).
В зависимости от продолжительности проекта различают проекты:
ü краткосрочные (несколько занятий)
ü среднесрочные (от месяца до полугода)
ü долгосрочные (от полугода до года и более).
3. Выбор телекоммуникационных средств для использования в учебном проекте.
Учебный телекоммуникационный проект может базироваться на отдельных средствах или на специально разработанных учебных средах.
В качестве отдельных средств, используемых в проекте, могут выступать:
ü Корпоративная сеть (Интранет); ü Электронная почта; | ü Средства Интернет-телефонии; ü Web – форумы и Web-страницы. |
4. Составление сценария (плана) проведения проекта.
Сценарий проведения проекта определяет сроки и порядок проведения мероприятий проекта. Здесь же указываются ожидаемые результаты от каждого мероприятия.
При описании сценария рекомендуется использовать представленную ниже табличную форму.
Этап учебного проекта | Мероприятие | Время (продолжительность) проведения | Используемые методы и телекоммуникационные средства | Методические советы преподавателю |
5. Подготовка материала для поддержки работы участников проекта.
Материалы для поддержки работы участников проекта имеют цель, с одной стороны, регламентировать работу рабочих групп и каждого из участников проекта, и, с другой стороны, помочь участникам проекта в получении новых знаний и в освоении новых навыков и умений. В соответствии с этим документы делятся на две части.
Документы, регламентирующие деятельность рабочих групп и отдельных участников: законы, отраслевые стандарты и инструкции, …
Методические документы, направляющие деятельность участников проект: порядок оценивания деятельности участников проекта, критерии оценки результатов работы и т.д.
Обучаемым могут представляться непосредственно документы или источники, которые содержат нужные документы.
В любом случае на данном этапе целесообразно составить таблицу всех необходимых источников информации. При этом может быть использована ниже приведенная табличная форма.
Этап учебного проекта | Название материала | Цель использования в проекте | Документ-источник | Местонахождение источника |
6. Определение порядка оценки проекта и деятельности каждого из участников проекта.
Оценка результатов проекта складывается из оценки со стороны участников проекта (внутренняя оценка) и со стороны преподавателя или эксперта соответствующей области знаний (внешняя оценка).
Внешняя оценка проекта призвана отметить удачные и неудачные стороны работы проектных групп. Внешняя оценка также может определить сравнительный результат работы разных проектных групп, выделив победителей в том или ином аспекте (в номинации).
Характер оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Оценочный показатель может принимать различные формы в зависимости от множества факторов.
В целях получения объективной оценки преподаватель (или доверенные внешние эксперты) может проводить постоянный мониторинг проектной деятельности. Если проект имеет четко определенные этапы, целесообразно отслеживать деятельность проектных групп и отдельных учащихся поэтапно, оценивая их шаг за шагом. При этом здесь оценка необязательно должна выражаться в виде отметок. Это могут быть самые разнообразные формы поощрения или критики.
В проектах, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система.
В качестве параметров внешней оценки проекта могут выступать:
ü значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их проблемной ситуации
ü корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов
ü активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
ü коллективный характер принимаемых решений
ü характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта
ü необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему
ü привлечение знаний из других областей
ü доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения
ü эстетика оформления результатов проведенного проекта
ü умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы
ü умение прогнозировать возможные последствия принимаемых решений.