По дисциплине «Менеджмент»:
Совершенствование организационной структуры управления предприятием (на примере…)
1. Краткая характеристика организации и ее деятельности:
a. месторасположение;
b. организационно-правовая форма;
c. состав документов, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;
d. цель и задачи деятельности;
e. миссия и ценностные ориентиры;
f. вид выпускаемой продукции (или оказываемых услуг).
2. Описание организационной структуры:
a. тип и вид, а также количество уровней управления;
b. особенности распределения полномочий и функциональных обязанностей по руководящему составу и подразделениям организации;
c. система координации и взаимодействия в процессе управленческой деятельности;
d. действующие нормы управляемости (диапазон контроля);
e. основные достоинства и недостатки организационной структуры.
Анализ существующей организационной структуры целесообразно проводить, используя: диагностический анализ, графические методы, интервьюирование, беседы, изучение документации и информационных материалов, структуризацию целей («дерево» целей), экспертные оценки, SWOT-анализ, дифференциальный, комплексный и смешанный методы.
|
|
Анализ системы полномочий и распределения функциональных обязанностей, внутренних и внешних коммуникаций, загруженности подразделений целесообразно проводить, используя: самообследование, интервьюирование, беседы, активное и моментное наблюдение, фотографию рабочего дня, анкетирование, изучение документации (в том числе положений о подразделениях и должностные инструкции), метод построения матрицы распределения административных функций управления (РАФУ).
3. Характеристика персонала организации:
a. общее количество сотрудников;
b. структура должностей;
c. уровень образования;
d. коэффициент текучести.
4. Анализ и оценка трудоемкости реально выполняемой работы (отдельным подразделением, несколькими подразделениями):
a. оценка эффективности существующей системы полномочий и распределения функциональных обязанностей;
b. описание существующей системы внутренних и внешних коммуникаций;
c. анализ степени загруженности подразделений.
5. Выявление и анализ проблем в построении организационной структуры.
6. Оценка эффективности существующей организационной структуры.
Функциональный анализ деятельности организации (на примере…)
1. Краткая характеристика организации и ее деятельности:
a. дата основания (регистрации);
b. месторасположение;
c. организационно-правовая форма;
d. состав документов, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;
|
|
e. цель и задачи деятельности;
f. миссия и ценностные ориентиры;
g. вид выпускаемой продукции (или оказываемых услуг).
2. Описание организационной структуры:
a. тип и вид, а также количество уровней управления;
b. особенности распределения полномочий и функциональных обязанностей по руководящему составу и подразделениям организации;
c. система координации и взаимодействия в процессе управленческой деятельности.
3. Характеристика персонала организации:
a. общее количество сотрудников;
b. структура должностей;
c. уровень образования;
d. коэффициент текучести.
4. Описание выполняемых функций на основе построения функциональных матриц:
a. функциональная матрица реально выполняемых работ подразделения (группы подразделений, организации);
b. функциональная матрица, построенная в соответствии с регламентирующими документами подразделения (группы подразделений, организации).
Анализ системы полномочий и распределения функциональных обязанностей, загруженности подразделений целесообразно проводить, используя: интервьюирование, изучение документации (в том числе положений о подразделениях и должностные инструкции), метод построения матрицы распределения административных функций управления (РАФУ).
5. Анализ эффективности существующей системы распределения функциональных задач управления (на основе матриц):
a. рациональность распределения выполняемых функций;
b. оперативность выполняемых функций;
c. дублирование работ;
d. целесообразность и значимость их выполнения на исследуемом уровне;
e. анализ и оценка трудоемкости реально выполняемых работ;
f. оценка загруженности подразделений и отдельных работников.
Анализ и совершенствование корпоративной культуры организации (на примере…)
1. Краткая характеристика организации и ее деятельности:
a. дата основания (регистрации);
b. месторасположение;
c. организационно-правовая форма;
d. состав документов, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;
e. цель и задачи деятельности;
f. миссия и ценностные ориентиры;
g. вид выпускаемой продукции (или оказываемых услуг).
2. Характеристика персонала организации:
a. общее количество сотрудников;
b. структура должностей;
c. уровень образования;
d. коэффициент текучести.
3. Диагностика сложившейся корпоративной культуры в организации:
a. анализ корпоративной культуры (например, с помощью методики критериев оценки и рамочных конструкций К. Камерона - Р. Куинна, опросных листов по методике Д. Дэнисона);
b. анализ корпоративной этики и социально-психологического климата как элементов корпоративной культуры организации (например, по карте-схеме Лутошкина).
4. Визуализация корпоративной культуры в организации, предполагающая представление с помощью графических, экспертных, социологических методов результатов проведенного исследования).
5. Оценка корпоративной культуры в организации.
Разработка бизнес-плана организации (на примере…)
1. Краткая характеристика организации и ее деятельности:
a. дата основания (регистрации);
b. месторасположение;
c. организационно-правовая форма;
d. состав документов, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;
e. цель и задачи деятельности;
f. миссия и ценностные ориентиры;
g. вид выпускаемой продукции (или оказываемых услуг).
2. Описание организационной структуры:
a. тип и вид, а также количество уровней управления;
b. особенности распределения полномочий и функциональных обязанностей по руководящему составу и подразделениям организации.
3. Характеристика персонала организации:
a. общее количество сотрудников;
b. структура должностей;
|
|
c. уровень образования;
d. коэффициент текучести.
4. Обоснование необходимости разработки бизнес-плана организации.
5. Анализ условий и факторов реализации бизнес-проекта:
a. состояние рынка и отрасли;
b. профиль клиента (потребителя);
c. основные и потенциальные конкуренты;
d. описание производства и бизнес-процессов;
e. сильные и слабые стороны организации;
f. ее стратегические преимущества (ключевые компетенции).
Анализ условий и факторов реализации бизнес-проекта целесообразно проводить, используя: диагностический анализ, графические методы, интервьюирование, беседы, изучение документации и информационных материалов, структуризацию целей («дерево» целей), экспертные оценки, SWOT- и PEST-анализ.
По дисциплине «Стратегический менеджмент»:
Формирование стратегии организации…, Разработка стратегического плана организации…, Совершенствование стратегии развития организации…, Разработка конкурентной стратегии организации (на примере…)
1. Краткая характеристика организации и ее деятельности:
a. дата основания (регистрации);
b. месторасположение;
c. организационно-правовая форма;
d. состав документов, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;
e. цель и задачи деятельности;
f. миссия и ценностные ориентиры;
g. вид выпускаемой продукции (или оказываемых услуг).
2. Описание организационной структуры:
a. тип и вид, а также количество уровней управления;
b. особенности распределения полномочий и функциональных обязанностей по руководящему составу и подразделениям организации.
3. Характеристика персонала организации:
a. общее количество сотрудников;
b. структура должностей;
c. уровень образования;
d. коэффициент текучести.
Ознакомление с положением, в котором находится лицо, принимающее решение в области стратегического управления, в соответствии с поставленными задачами и имеющимися в его распоряжении ресурсами.
5. Анализ отрасли и конкурентной ситуации:
a. оценка конкурентных сил на исследуемом рынке по методике М. Портера;
|
|
b. исследование движущих сил конкуренции, которые вызывают в отрасли значительные изменения;
c. определение конкурентной позиции организации на основе составления карты стратегических групп основных «игроков» в отрасли;
d. анализ конкурентов;
e. поиск ключевых факторов успеха, обеспечивающих дальнейшее продвижение организации на рынке и повышение получаемой ею прибыли;
f. заключение о перспективах отрасли, её общей привлекательности в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
6. Изучение ресурсов и конкурентных возможностей (полученные результаты следует отразить в матрицах SWOT и PEST).
7. Определение конкурентной устойчивости исследуемой организации,что предполагает проведение ее стратегического позиционирования по таким критериям, как:
a. характеристика ассортимента;
b. соотношение цена/качество;
c. используемые технологии;
d. инновационные возможности;
e. финансовое положение;
f. издержки по сравнению с конкурентами;
g. обслуживание клиентов и другие.
8. Выявление и определение симптомов проблемы, для чего рекомендуется прибегнуть к мониторингу рыночной ситуации, используя такие индикаторы, как:
a. уровень конкуренции в отрасли;
b. товарный ассортимент;
c. качество обслуживания;
d. диапазон цен;
e. методы продвижения;
f. группы потребителей;
g. степень предпринимательского риска;
h. динамика показателей объёмов реализации;
i. доля рынка;
j. норма прибыли;
k. рекламации клиентов и другие.
9. Анализ причин возникновения проблемы,в связи с чем для каждого симптома должны быть выявлены основные причины его возникновения с построением между ними соответствующих логических связей, учитывающих действия конкурентов в отрасли, поведение потребителей, изменения факторов внешней среды и др.
10. Определение состава действий по смягчению проявления выявленных проблем, для чего в пределах тех ресурсов и компетенций, которыми располагает исследуемая организация, следует выработать несколько возможных стратегических подходов по улучшению её дальнейшей деятельности.
11. Формулирование/корректировка стратегического видения и миссии.
12. Выдвижение новых приоритетных целей, для чего рекомендуется применение такого инструмента, как «дерево целей».
13. Разработка эффективной конкурентной стратегии, базирующейся на имеющихся в распоряжении исследуемой организации ресурсах, компетенциях и конкурентных возможностях.
14. Обоснование выбора рекомендуемой стратегии и расчет возможных социально-экономических эффектов, связанных с ее применением.
15. Изучение ожидаемых последствий предлагаемых действий. При этом необходимо определить, какое воздействие предлагаемые меры окажут непосредственно на решаемую проблему.
По дисциплине «Управление персоналом»:
Анализ и совершенствование приема на работу персонала организации (на примере…)
1. Краткая характеристика организации и ее деятельности:
a. дата основания (регистрации);
b. месторасположение;
c. организационно-правовая форма;
d. состав документов, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;
e. цель и задачи деятельности;
f. миссия и ценностные ориентиры;
g. вид выпускаемой продукции (или оказываемых услуг).
2. Описание организационной структуры:
a. тип и вид, а также количество уровней управления;
b. особенности распределения полномочий и функциональных обязанностей по руководящему составу и подразделениям организации;
c. соблюдение норм управляемости.
3. Характеристика кадровой службы организации:
a. описание ее структуры;
b. количество сотрудников кадровой службы и обоснованность их численности;
c. функции и должностные обязанности, права и ответственность сотрудников кадровой службы.
4. Количественная и качественная характеристика персонала организации:
a. общее число работников (по штатному расписанию и в действительности);
b. разделение работников по полу, возрасту, уровню образования, стажу работы, категориям;
c. коэффициент текучести персонала (общий по организации, а в случае необходимости – для конкретного отдела; для различных групп работников);
d. количество незакрытых вакансий по штатному расписанию;
e. коэффициент укомплектованности;
f. коэффициент постоянства персонала.
5. Описание существующей процедуры приема на работу новых работников:
6. Источники, методы подбора персонала, затраты на подбор персонала, конкурс на вакансию.
7. Технология и этапы отбора персонала.
8. Оценка эффективности существующей процедуры приема:
a. коэффициент подбора;
b. коэффициент оборота по приему;
c. средний срок заполнения вакансии;
d. затраты на прием.
9. Опрос (анкетирование или интервью) увольняющихся в течение первого года сотрудников о причинах их увольнения.
Анализ и совершенствование адаптации персонала организации (на примере…)
1. Краткая характеристика организации и ее деятельности:
a. дата основания (регистрации);
b. месторасположение;
c. организационно-правовая форма;
d. состав документов, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;
e. цель и задачи деятельности;
f. миссия и ценностные ориентиры;
g. вид выпускаемой продукции (или оказываемых услуг).
2. Описание организационной структуры:
a. тип и вид, а также количество уровней управления;
b. особенности распределения полномочий и функциональных обязанностей по руководящему составу и подразделениям организации;
c. соблюдение норм управляемости.
3. Характеристика кадровой службы организации:
a. описание ее структуры;
b. количество сотрудников кадровой службы и обоснованность их численности;
c. функции и должностные обязанности, права и ответственность сотрудников кадровой службы.
4. Количественная и качественная характеристика персонала организации:
a. общее число работников (по штатному расписанию и в действительности);
b. разделение работников по полу, возрасту, уровню образования, стажу работы, категориям;
c. коэффициент текучести персонала (общий по организации, а в случае необходимости – для конкретного отдела; для различных групп работников).
5. Описание существующей системы адаптации персонала (с указанием регулирующей адаптацию документации, в том числе анализ программ адаптации для различных категорий сотрудников с указанием затрат на каждую из них).
6. Оценка эффективности существующей системы адаптации:
a. текучесть кадров среди сотрудников, проработавших не больше года;
b. опрос (анкетирование или интервью) сотрудников об уровне удовлетворенности адаптацией;
c. коэффициент оборота по приему.
Анализ и совершенствование мотивации персонала организации (на примере…)
1. Краткая характеристика организации и ее деятельности:
a. дата основания (регистрации);
b. месторасположение;
c. организационно-правовая форма;
d. состав документов, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;
e. цель и задачи деятельности;
f. миссия и ценностные ориентиры;
g. вид выпускаемой продукции (или оказываемых услуг).
2. Описание организационной структуры:
a. тип и вид, а также количество уровней управления;
b. особенности распределения полномочий и функциональных обязанностей по руководящему составу и подразделениям организации;
c. соблюдение норм управляемости.
3. Характеристика кадровой службы организации:
a. описание ее структуры;
b. количество сотрудников кадровой службы и обоснованность их численности;
c. функции и должностные обязанности, права и ответственность сотрудников кадровой службы.
4. Количественная и качественная характеристика персонала организации:
a. общее число работников (по штатному расписанию и в действительности);
b. разделение работников по полу, возрасту, уровню образования, стажу работы, категориям;
c. коэффициент текучести персонала (общий по организации, а в случае необходимости – для конкретного отдела; для различных групп работников).
5. Опрос (анкетирование или интервью) работников организации об уровне удовлетворенности работой в ней.
6. Составление мотивационного профиля работников.
7. Анализ мотивационного потенциала работы.
8. Описание системы материального и нематериального стимулирования, расчет затрат на нее и оценка эффективности системы.
Анализ и совершенствование обучения персонала организации (на примере…)
1. Краткая характеристика организации и ее деятельности:
a. дата основания (регистрации);
b. месторасположение;
c. организационно-правовая форма;
d. состав документов, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;
e. цель и задачи деятельности;
f. миссия и ценностные ориентиры;
g. вид выпускаемой продукции (или оказываемых услуг).
2. Описание организационной структуры:
a. тип и вид, а также количество уровней управления;
b. особенности распределения полномочий и функциональных обязанностей по руководящему составу и подразделениям организации;
c. соблюдение норм управляемости.
3. Характеристика кадровой службы организации:
a. общее число работников (по штатному расписанию и в действительности);
b. разделение работников по полу, возрасту, уровню образования, стажу работы, категориям;
c. коэффициент текучести персонала (общий по организации, а в случае необходимости – для конкретного отдела; для различных групп работников).
4. Количественная и качественная характеристика персонала организации:
a. общее число сотрудников (по штатному расписанию и в действительности);
b. разделение сотрудников по полу, возрасту, уровню образования, стажу работы, категориям работников;
c. расчет коэффициента текучести персонала (общий по организации, в случае необходимости – для конкретного отдела; для различных групп сотрудников).
5. Краткое описание существующей системы обучения персонала (в том числе – указание видов обучения и затрат на обучение).
6. Оценка эффективности существующей в организации системы обучения персонала:
a. оценка затрат на одного работника;
b. динамика затрат за последние годы;
c. количество работников, прошедших обучение за последние несколько лет;
d. опрос (интервью или анкетирование) работников об уровне удовлетворенности прошедшим обучением;
e. анализ степени освоения знаний;
f. коэффициент текучести среди работников, прошедших обучение, в течение года после обучения.
Анализ и совершенствование аттестации персонала организации (на примере…)
1. Краткая характеристика организации и ее деятельности:
a. дата основания (регистрации);
b. месторасположение;
c. организационно-правовая форма;
d. состав документов, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;
e. цель и задачи деятельности;
f. миссия и ценностные ориентиры;
g. вид выпускаемой продукции (или оказываемых услуг).
2. Описание организационной структуры:
a. тип и вид, а также количество уровней управления;
b. особенности распределения полномочий и функциональных обязанностей по руководящему составу и подразделениям организации;
c. соблюдение норм управляемости.
3. Характеристика кадровой службы организации:
a. общее число работников (по штатному расписанию и в действительности);
b. разделение работников по полу, возрасту, уровню образования, стажу работы, категориям;
c. коэффициент текучести персонала (общий по организации, а в случае необходимости – для конкретного отдела; для различных групп работников).
4. Количественная и качественная характеристика персонала организации:
a. общее число сотрудников (по штатному расписанию и в действительности);
b. разделение сотрудников по полу, возрасту, уровню образования, стажу работы, категориям работников;
c. расчет коэффициента текучести персонала (общий по организации, в случае необходимости – для конкретного отдела; для различных групп сотрудников).
5. Краткое описание процедуры аттестации (и подготовки к ней).
6. Оценка эффективности системы аттестации:
a. результаты предыдущей аттестации (если проводилась);
b. опрос (интервью или анкетирование) об отношении сотрудников к проведению аттестации;
c. коэффициент компетентности персонала.
По дисциплине «Информационные технологии управления»:
Исследование и совершенствование информационной системы управления организацией (на примере…)
Создание и внедрение системы управления организацией (на примере…) с использованием современных информационных технологий
1. Краткая характеристика организации и её деятельности:
a. дата основания (регистрации);
b. месторасположение;
c. организационно-правовая форма;
d. состав документов, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;
e. цель и задачи деятельности;
f. миссия и ценностные ориентиры;
g. вид выпускаемой продукции (или оказываемых услуг).
2. Описание организационной структуры:
a. тип и вид, а также количество уровней управления;
b. особенности распределения полномочий и функциональных обязанностей по руководящему составу и подразделениям организации;
c. соблюдение норм управляемости.
3. Краткая характеристика персонала:
a. общее количество сотрудников;
b. структура должностей;
c. уровень образования;
d. коэффициент текучести.
4. Описание службы обработки информации и особенностей ее работы:
a. описание топологии центров (отделов, групп) обработки информации;
b. наличие технических, программных и математических средств поддержки принятия управленческих решений;
c. описание алгоритмов обработки информации.
Данный анализ ресурсов предприятия целесообразно проводить, используя: методологии SADT и ARIS, модульный принцип проектирования подсистем и звеньев АСУ, инструментальные средства анализа и проектирования АСУ (BPwin, Erwin, Rational Rose).
5. Выявление функциональных единиц (задач) производственных и управленческих процессов.
6. Построение иерархии существующих бизнес-процессов предприятия.
7. Создание функциональной модели существующей системы управления объектом.
8. Создание информационной модели (инфологической схемы) объекта управления.
9. Количественный и качественный анализ эффективности производственных и управленческих процессов, для чего рекомендуется использовать методологии и инструментальные средства количественных оценок таких процессов, в частности технологии Costing. Также могут быть использованы математические модели оценки эффективности и внедряемых (новых) производственных и управленческих процессов.
10. Построение функциональной и информационной модели новой (улучшенной) системы управления объектом.
11. Разработка проекта базы данных, состава и структуры АРМ (автоматизированных рабочих мест) объекта.
Повышение эффективности управления ресурсами предприятия (на примере…)
1. Краткая характеристика предприятия и его деятельности:
a. дата основания (регистрации);
b. месторасположение;
c. организационно-правовая форма;
d. состав документов, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;
e. цель и задачи деятельности;
f. миссия и ценностные ориентиры.
2. Описание организационной структуры:
a. тип и вид, а также количество уровней управления;
b. особенности распределения полномочий и функциональных обязанностей по руководящему составу и подразделениям организации;
c. соблюдение норм управляемости.
3. Краткая характеристика персонала:
a. общее количество сотрудников;
b. структура должностей;
c. коэффициент текучести.
4. Описание организации производства на предприятии:
a. тип и вид производимых товаров (или оказываемых услуг);
b. описание требований, предъявляемых к производственному процессу;
c. основные достоинства и недостатки существующего управления производственными процессами на предприятии.
5. Характеристика ресурсов предприятия, необходимых для производства продуктов (или оказания услуг):
a. общее количество и требования к качеству ресурсов;
b. структура складов;
c. мощности поставщиков;
d. возможности увеличения ресурсной базы предприятия.
6. Анализ и оценка дефицитности ресурсов предприятия (по отдельным группам ресурсов, по конкретным ресурсам).
Анализ ресурсов предприятия целесообразно проводить, используя: диагностический анализ (применяемый как комплекс взаимосвязанных исследовательских работ аналитического характера, и позволяющий установить влияние объема одних ресурсов на производство), графические методы (для задач малой размерности), изучение регламента выполнения производственных операций, модели «ресурсных» задач линейного программирования.
7. Выявление проблем в снабжении ресурсами.
8. Оценка эффективности увеличения ресурсной базы предприятия (по отдельным группам ресурсов, по конкретным ресурсам).
Анализ эффективности использования ресурсов предприятия целесообразно проводить, используя: само-обследование, активное наблюдение, анкетирование, изучение документации (в том числе положений о подразделениях, должностных инструкций, технологических карт производства), методы анализа двойственных задач линейного программирования (ЗЛП).
Разработка (или Анализ и совершенствование) системы управления электронным документооборотом в организации (на примере…)
1. Краткая характеристика организации:
a. дата основания (регистрации);
b. месторасположение;
c. организационно-правовая форма;
d. состав документов, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;
e. цель и задачи деятельности;
f. миссия и ценностные ориентиры;
g. вид выпускаемой продукции (или оказываемых услуг).
2. Описание организационной структуры:
a. тип и вид, а также количество уровней управления;
b. особенности распределения полномочий и функциональных обязанностей по руководящему составу и подразделениям организации;
c. соблюдение норм управляемости.
3. Краткая характеристика персонала:
a. общее количество сотрудников;
b. структура должностей;
c. уровень образования;
d. коэффициент текучести.
4. Характеристика системы управления электронным документооборотом в организации:
a. цель и задачи СЭД;
b. виды документационных потоков;
c. модели СЭД;
d. технологии, используемые для организации электронного документооборота;
e. обзор систем класса СЭД на рынке программных продуктов и их сравнительный анализ;
f. нормативно-правовая база в области электронного управления документами.
5. Методы анализа системы документооборота в организации:
a. методологии анализа документопотоков: текстовый, графический и смешанный методы;
b. методы и модели описания документооборота: структурный анализ (SADT), объектно-ориентированный анализ (ARIS), функциональные модели по стандарту IDEF0, диаграммы потоков данных (DFD), модели потоков работ Workflow (стандарт IDEF3).
6. Анализ системы документооборота в организации (по отдельным или нескольким подразделениям).
a. анализ структуры документооборота;
b. анализ маршрутизации документов;
c. анализ технологических и технических средств передачи документов;
d. анализ структурированности документооборота.
7. Выявление и анализ проблем в построении системы электронного документооборота организации или разработка системы электронного управления документами (оптимизация маршрутизации документов и технологии организации документооборота).
8. Оценка эффективности использования системы электронного управления документами в организации на основе:
a. построенных моделей документопотоков («как есть» и «как должно быть»);
b. метода пооперационного перечня работ, WBS;
c. расчета эффективности выполнении работ при использовании современных информационных и коммуникационных технологий.
По дисциплине «Маркетинг»:
Совершенствование управления маркетинговой деятельностью организации (на примере…)
1. Краткая характеристика объекта исследования:
a. дата основания (регистрации);
b. месторасположение;
c. организационно-правовая форма;
d. состав документов, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;
e. цель и задачи деятельности;
f. миссия и ценностные ориентиры;
g. вид выпускаемой продукции (или оказываемых услуг).
2. Описание организационной и кадровой структуры:
a. тип и вид, а также количество уровней управления;
b. особенности распределения полномочий и функциональных обязанностей по руководящему составу и подразделениям организации;
c. соблюдение норм управляемости;
d. общее количество сотрудников.
3. Характеристика службы маркетинга:
a. ее организационная структура;
b. наличие документов, регламентирующих деятельность службы маркетинга;
c. распределение функций управления маркетингом по горизонтали и вертикали;
d. общее число работников службы маркетинга (по штатному расписанию и в действительности);
e. разделение работников по полу, возрасту, уровню образования, стажу работы, категориям;
f. функции, должностные обязанности, права и ответственность сотрудников службы маркетинга;
g. трудоемкость выполняемых маркетинговых работ;
h. система оплаты труда работников службы маркетинга.
4. Исследование внутренней и внешней маркетинговой среды:
a. микроокружение (поставщики, посредники, конкуренты, клиенты, контактные аудитории);
b. макроокружение (политические, правовые, экономические, научно-технические, демографические, культурные, экологические)
5. Анализ маркетинговой деятельности на разных уровнях системы управления маркетингом, включая:
a. характер и стратегию диверсификации (корпоративный уровень);
b. конкурентные преимущества, конкурентоспособность продукции и конкурентную стратегию (деловой уровень);
c. характер и стратегию охвата рынка (функциональный уровень);
d. особенности разработки и производства продукции, установления цен на нее, распространения и продвижения (операционный уровень);
Проводимый при этом анализ должен предполагать использование соответствующих методов, инструментов. В первом случае – это методы портфельного анализа, во втором анализ конкурентной среды и оценка конкурентоспособности, в третьем – это анализ сегментирования и позиционирования, состав производимых товаров (оказываемых услуг).
6. Выявление и анализ проблем управления маркетинговой деятельности, основанный на сравнении требований к системе управления с ее реальными характеристиками и включающий:
a. оценку влияния выявленных проблем управления маркетингом на деятельность организации в целом;
b. анализ выявленных проблем, их ранжирование, установление взаимосвязей и возможности разрешения проблем в привязке их к определенному уровню управления маркетингом. В дипломной работе можно сконцентрировать внимание на одном уровне или на нескольких в зависимости от актуальности выявленных проблем;
c. выводы, содержащие краткий итог проведенного анализа и перечень выявленных проблем.
7. Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование управления маркетинговой деятельностью организации, и оценка их социально-экономической эффективности.
По дисциплине «Управление качеством»:
Анализ и совершенствование системы менеджмента качества организации (на примере…)
1. Краткая характеристика объекта исследования:
a. дата основания (регистрации);
b. месторасположение;
c. организационно-правовая форма;
d. состав документов, на основании которых организация осуществляет свою деятельность;
e. цель и задачи деятельности;
f. миссия и ценностные ориентиры;
g. вид выпускаемой продукции (или оказываемых услуг).
2. Описание организационной и кадровой структуры:
a. тип и вид, а также количество уровней управления;
b. особенности распределения полномочий и функциональных обязанностей по руководящему составу и подразделениям организации;
c. соблюдение норм управляемости;
d. общее количество сотрудников.
3. Исследование системы менеджмента качества организации:
a. анализ состояния (в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001–2008 к менеджменту качества) и решаемые задачи;
b. общее число работников службы управления качеством в исследуемой организации (по штатному расписанию и в действительности);
c. разделение работников по полу, возрасту, уровню образования, стажу работы, категориям;
d. функции, должностные обязанности, права и ответственность сотрудников данной службы;
e. наличие документов, регламентирующих деятельность службы управления качеством;
f. распределение функций управления качеством по горизонтали и вертикали;
g. трудоемкость выполняемых работ в области управления качеством.
3. Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование системы менеджмента качества организации, и оценка их социально-экономической эффективности:
a. разработка структуры и оргструктуры системы менеджмента качества;
b. выделение основных процессов системы менеджмента качества и разработка схемы их взаимодействия;
c. разработка состава документации (руководство по качеству, документированные процедуры, правила организации и другие) и требований к структуре, формату, содержанию и способам идентификации документов системы менеджмента качества;
d. построение матрицы распределения обязанностей и ответственности при разработке и внедрении системы менеджмента качества;
e. составление календарного плана реализации проекта разработки системы менеджмента качества с использованием пакета прикладных программ MS Project;
f. расчёт затрат, связанных с совершенствованием системы менеджмента качества, и оценка ее будущей эффективности.
Приложение 8