У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность – между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. В результате в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Благодаря этому все страны выигрывают, так как повышается производительность труда и экономятся расходы на таможенный контроль. В то же время каждая ступень интеграции имеет специфические черты.
Сначала создается зона свободной торговли:
§ снижаются и отменяются таможенные пошлины в торговле между странами-участницами;
§ хотя каждая страна проводит особую внешнеэкономическую политику по отношению к государствам, не участвующим в этом интеграционном объединении;
§ страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет;
|
|
§ с третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы.
Второй этап - создается таможенный союз:
§ унифицируются внешние тарифы, и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
§ внешнеторговые связи членов с третьими странами определяются коллективно. совместное установление единого тарифного барьера против третьих стран, что дает возможность более надежно защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока;
§ участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета.
Третья ступень развития - общий рынок:
§ остаются значимыми все условия таможенного союза;
§ устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов;
§ свобода межстранового передвижения требует более высокого организационного уровня межгосударственной координации экономической политики. Такой метод управления интеграционными процессами осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств стран-участниц, а также на встречах руководителей министерств финансов.
Экономический союз:
§ координация национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников
§ реализация следующих мероприятий:
|
|
– выровнить уровни налогов;
– устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более целым отраслям;
– преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах;
– унифицировать национальные технические и санитарные стандарты;
– скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты.
§ усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента), способных не только наблюдать и координировать их экономические действия, но и принимать оперативные решения от имени всего интернационального блока.
По мере развития экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать. Речь идет о возникновении новых многонациональных субъектов мирохозяйственных и международных политических отношений, которые выступают с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов. Фактически происходит создание новых огромных государств.