double arrow

Финансовые организации


1. Общая характеристика международных финансовых институтов. Междуна­родный валютный фонд.

Международные финансовые организации (институты) – это объединения государств или объединения национальных обществ (ассоциаций) неправительственного характера и индивидуальных членов для достижения общих целей в области политической, экономической, социальной, научно-технической, в области культуры и т.п.

Важную роль в мировой финансовой системе играют международные финансовые институты. Среди них наибольшее значение имеют международный валютный фонд (МВФ), группа Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития иБанк международных расчетов. Международные финансовые институты возникли, главным образом, после второй мировой войны.

Классификация международных финансовых институтов. Можно выделить следующие виды международных организаций:

- Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира.
- Организация Объединенных Наций (главные органы: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат)




- Специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными организациями. Прямое или косвенное отношение к международным валютно-кредитным отношениям имеют: МВФ, МБРР, МФК, MAP.

- Межгосударственные организации регионального характера. Создаются государствами одного географического региона по любым вопросам, в том числе вопросам экономического и финансового характера (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Европейский союз и т.д).

- Международные неправительственные организации (МНПО). В резолюции ЭКОСОС от 27 февраля 1950 г. содержится следующее определение организаций подобного рода: "Любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, считается неправительственной организацией".

Международные валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в системе МЭО. Термин «международные валютно-кредитные и финансовые институты»используется для обозначения различных организаций, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений. Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают при­нципы функционирования мировой валютной системы, осуществля­ют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.



Возникновение международ­ных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:

1. Усиление глобализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйст­венных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

3. Необходимость совместного решения проблем нестабиль­ности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Специфическими причинами создания региональных банков развития развивающихся стран явились: завоевание политической независимости этими странами; повышение их роли в мировом развитии; тенденция к региональному сотрудничеству и экономи­ческой интеграции в целях решения проблем национальной эконо­мики. К региональным валютным и кредитно-финансовым ор­ганизациям относятся институты ЕС, созданные для стимулирова­ния западноевропейской интеграции.

Международные финансовые институты преследуют следу­ющие цели:

· объединить усилия мирового сообщества в целях стабилиза­ции международных финансов и мировой экономики;

· осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-фи-нансовое регулирование;

· совместно разрабатывать и координировать стратегию и та­ктику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах, определяется величиной их взноса в капи­тал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров - разногласия и партнерство по глобальным проблемам междуна­родных финансов развитых государств, развивающихся стран, России, республик бывшегоСССР, стран Восточной Европы.



Вот некоторые из международных финансовых институтов:

Группа «Эгмонт», представляет собой неофициальную организацию государственных ведомств-получателей раскрываемой информации, которые объединены общей целью — создать коллективный механизм для укрепления сотрудничества и обмена информацией, полезной для выявления и пресечения отмывания денег, а затем и финансирования терроризма.

Цель Группы «Эгмонт» — обеспечить площадку для эффективного взаимодействия ПФР во всем мире в целях борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также для содействия в реализации внутренних программ по ПОД/ФТ.

Такая поддержка включает:

· расширение и систематизацию международного сотрудничества в области обмена информацией;

· повышение эффективности ПФР путем обучения и содействия в обмене кадрами для повышения квалификации сотрудников ПФР;

· развитие более защищенного и интенсивного процесса обмена между ПФР путем использования технологий, таких как Защищенная сеть «Эгмонт» (ESW);

· улучшение координации и взаимной поддержки между оперативными подразделениями ПФР-членов;

· содействие операционной независимости ПФР;

· содействие созданию ПФР в странах, не имеющих действующих программ ПОД/ФТ или имеющих такие программы на ранних стадиях развития.

С июня 2002 года Росфинмониторинг является членом Группы «Эгмонт», объединяющей ПФР 139 юрисдикций и предоставляющей своим членам возможность обмена информацией по специальному защищенному каналу связи. Вступление в эту группу подтвердило соответствие российской финансовой разведки международным стандартам и предоставило дополнительные возможности взаимодействия в сфере ПОД/ФТ.

Организация экономического сотрудничества и развития, или ОЭСР - Организация Европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г. в связи с осуществлением «плана Маршалла», затем переориен­тировалась на создание Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития - ОЭСР, (Париж). Ныне ОЭСР включает 24 страны, на долю которых приходятся 16% населения и 2/3 мирового производства стран Запада.

Цель ОЭСР — содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР — своеобразный клуб промышленно развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики, вклю­чая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследователь­скую работу, является центром прогнозирования и международных со­поставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики.

Россия сотрудничает с ОЭСР с 1994 г. после подписания Декларации о сотрудничестве и Соглашения о привилегиях и иммунитете.

Федеральная резервная система,или ФРС, выполняет функции центрального банка Соединенных Штатов. В этой связи она несет ответственность за разработку и реализацию денежно-кредитной политики, банковский надзор, а также предоставление финансовых услуг депозитным институтам и федеральному правительству. Будучи самостоятельным институтом, она не зависит ни от Конгресса США, ни от правительства.

 

Структура ФРС отличается от структуры большинства центральных банков мира. Так, функции принятия решений распределены между двенадцатью региональными членами системы. ФРС может контролировать денежное предложение, что оказывает влияние на процентные ставки. Так как уровень ставки процента является ключевой переменной, определяющей рост или спад экономики, ФРС фактически влияет на будущее состояние экономики.

Европейский центральный банк — центральный банк зоны евро, Образован 1 июня 1998 года. Штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-на-Майне. В его руководящие органы, входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.

Главные функции банка:

- выработка и осуществление денежно-кредитной политики зоны евро;

- управление официальными (золотовалютными) резервами Евросистемы;

- эмиссия евро;

- определение ключевых процентных ставок.

Главная цель ЕЦБ- поддержание ценовой стабильности в еврозоне (годовой прирост Гармонизированного индекса потребительских цен в зоне евро не должен превышать 2 %).

Европейская система центральных банков состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков всех стран Евросоюза. Основной официальной целью ЕСЦБ,является поддержание стабильности цен в зоне евро. В ее задачи также входит разрабатывать и проводить денежно-кредитную политику в зоне евро, проводить международные валютные операции, хранить официальные резервы иностранной валюты государств-членов и управлять ими, содействовать плавному функционированию платежной системы. После введения евро, сложилась Евросистема, которая включает ЕЦБ и национальные центральные банки стран зоны евро, то есть ЕСЦБ шире, чем Евросистема.

ЕЦБ регулирует распределение денежной массы между финансовыми учреждениями, государством и компаниями. Для этого используются традиционные инструменты: операции на открытом рынке, суточные ссуды и депозиты, норматив минимальных обязательных резервов. Отличие от национальных денежных систем состоит в том, что вся денежно-кредитная политика ЕЦБ проводится на децентрализованной основе. ЕЦБ принимает решения и устанавливает правила их исполнения. Практические же действия совершают национальные ЦБ в строгом соответствии с инструкциями ЕЦБ.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) – международная организация, входящая в структуру Всемирного банка, специализирующаяся на выдаче гарантий инвесторам при работе в странах третьего мира.

Гарантии агентства покрывают такие риски, как ограничения на перемещение валюты, локальные военные конфликты, конфискация имущества, нарушения инвестиционных контрактов. Однако МАГИ не защищает от возможности банкротства, то есть его гарантии не распространяются на коммерческие риски.

Международный валютный фонд. В число членов МВФ входит 182 государства. Россия вступила в МВФ в 1992 году.

Целями создания МВФ были следующие: содействовать сбалансированному росту международной торговли; поддерживать устойчивость валютных курсов; способствовать созданию многосторонней системы расчетов, по текущим операциям, между членами Фонда и устранению валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли; предоставлять странам-членам МВФ, кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность внешних платежей, без использования ограничительных мер, в области внешней торговли и расчетов; служить форумом для консультаций и сотрудничества, в области международных валютных вопросов.

Универсальность МВФ, по сравнению с другими организациями определяется тем, что он сочетает функции: регулирующие (осуществление надзора за политикой стран-членов на предмет ее соответствия обязательствам, которые принимает на себя страна, вступая в Фонд; в соответствии с Уставом в центре внимания МВФ находятся вопросы наблюдения за политикой стран-членов в отношении валютных курсов), контролирующие и консультативные (контроль за политикой стран-членов осуществляется в рамках регулярных, как правило, ежегодных, двусторонних консультаций персонала МВФ с официальными представителями государств-членов) и финансовые (предоставление кредитов на общеэкономическую реструктуризацию).


2. Группа Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития.

МБРР является международным кредитно-финансовым институтом, который в начальный период своей деятельности был призван уделять основное внимание восстановлению экономики западноевропейских стран, а с 60-х годов в центре внимания банка оказались развивающиеся страны. Радикальные изменения в мировом хозяйстве в конце 80-х - первой половине 90-х годов сделали объектом деятельности банка бывшие социалистические страны.
Членами МБРР могут быть только государства, принятые в МВФ. Россия стала членом МБРР в 1992 году. В настоящее время в МБРР входит 181 государство. МБРР предоставляет кредиты только платежеспособным заемщикам. Особенностью банка является то, что он не переносит сроки платежей по предоставленным кредитам.

Финансовые ресурсы МБРР складываются из собственного капитала, получаемой прибыли от операций, а также из средне- и долгосрочных займов на международных рынках капиталов. Часть заемных средств банк получает от центральных банков отдельных стран.
В 1960 году как филиал МБРР была создана Международная ассоциация развития (МАР) для оказания содействия беднейшим развивающимся странам. В ней в 1998 году числилось 160 стран. Средства МАР образуются в основном за счет добровольных взносов более богатых стран-членов. Льготные кредиты МАР предоставляются только государствам. Срок погашения - 35-40 лет; не предусматривается выплата процентов за пользование ресурсами

В 1988 году в группе Всемирного банка появилось новое учреждение Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), созданное в целях стимулирования инвестиций в странах-членах, число которых к середине 1998 года составило 143. Спецификой его деятельности является то, что МИГА предоставляет гарантии иностранным инвесторам против потерь, вызываемых некоммерческими рисками.
Несколько кредитно-финансовых институтов осуществляют операции в Европейском Союзе. С 1958 года осуществляет операции Европейский инвестиционный банк (ЕИЕ, штаб-квартира в Люксембурге). С апреля 1991 года на Европейском континенте началась деятельность Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), созданного для содействия переходу' к рыночной экономике стран Центральной и Восточной Европы, а также поддержки там частной и предпринимательской инициативы.

Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. как дочерняя организация МБРР. Она является специа­лизированным учреждением ООН. Местопребывание - Вашинг­тон (США). В MAP входят 156 государств-членов.

MAP и МБРР преследуют, во многом, одни и те же цели - предоставление займов (кредитов)* для приоритетных, эконо­мически и технически обоснованных проектов, в рамках нацио­нальной экономики. Организации различают по источникам фи­нансовых средств и условиям предоставления капитала. В то вре­мя, как МБРР, занимающий капитал, в основном, на финансовых рынках, предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерческие, условиях (в основном государствам, от­вечающим определенным требованиям, а именно возвращающим кредиты), MAP, получающая свой капитал из других источников, предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам.

Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

МБРР предоставляет обычно кредиты на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран-членов банка. Они выдаются под гарантию правительств, стран-членов. МББР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран и предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты:

- Международная ассоциация развития (МАР) (основная цель – предоставление льготных кредитов развивающимся странам),

- Международная финансовая корпорация (создана для поощрения помещения частного капитала в промышленность развивающихся стран);

- Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций (осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации, войны, гражданских волнений и срыва контрактов).

3. Региональные банки развития. Региональные валютно-кредитные и финансовые организации ЕС.

Институциональная структура интеграционного комплекса ЕС включает ряд региональных валютно-кредитных и финансовых организаций. Это обусловлено следующими причинами:

· развитием экономической, в том числе валютно-кредитной и финансовой, интеграции; созданием единого рынка;

· стремлением стран Западной Европы укрепить свои позиции в мировой экономике в противовес другим центрам - США и Японии;

· поисками путей расширения совместных фондов для оказа­ния помощи ассоциированным с «Общим рынком» развивающим­ся странам.

Региональные валютно-кредитные и финансовые организации ЕС, преследуют разнообразные цели: укрепление западноевропейс­кой интеграции и мирового центра, путем создания собственной институциональной структуры; развитие экономики стран ЕС; проведение единой сельскохозяйственной политики; создание экономи­ческого и валютного союза, в соответствии с Маастрихтским до­говором, вступившим в силу с ноября 1993 г.; проведение согла­сованной политики, по отношению к ассоциированным странам.

В соответствии с поставленными целями эти организации осуществ­ляют межгосударственное и частично наднациональное регулирова­ние экономики на региональном уровне и играют важную роль в развитии западноевропейской экономической интеграции. Целе­вая установка ЕС на создание экономического и политического союза определила специфику функционирующих в его рамках реги­ональных финансовых институтов.

Во-первых, они являются со­ставным элементом институциональной структуры ЕС, которая включает наднациональные институты - Европейский парламент, Совет европейских сообществ, КЕС, Суд.

Во-вторых, материальной основой их создания и деятельности служат совместный бюджет и фонд, концентрирующий 20% официальных золото-долларовых резервов стран-членов. За счет централизованного бюджета ЕС, объединяющего 2,5-3% суммы национальных бюджетов стран-членов, сформирован ряд совместных фондов.

В-третьих, в деятель­ности региональных институтов использовалась международная валютная единица ЭКЮ, замененная евро с января 1999 г.

Создание региональных финансовых институтов в рамках ЕЭС происходило постепенно, в основном в соответствии с определен­ными этапами развития интеграционных процессов в Западной Европе. На первой стадии экономической интеграции, когда со­здавался таможенный союз путем отмены ограничений во взаим­ной торговле стран ЕЭС и введения единого тарифа по отноше­нию к импорту из третьих стран, для осуществления глобальных задач в соответствии с Римским договором в 1958 г. был учрежден Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

Банк предоставляет долгосрочные кредиты сроком от 7-12 (промышленность) до 20 лет (инфраструктура); развивающимся странам, кредиты на малорентабельные проекты - до 40 лет из 1-2% годовых. Кроме того, ЕИБ дает гарантии частным и госу­дарственным предприятиям. Цель кредитной деятельности ЕИБ: освоение наименее развитых районов стран ЕС; реконструкция и строительство предприятий, которые не могут быть осуществ­лены за счет ресурсов одной страны; модернизация отраслевой структуры в рамках специализации и кооперирования производст­ва; создание совместных хозяйственных объектов, представляю­щих общий интерес для стран ЕС; развитие приоритетных отрас­лей - производства стали, угля, энергетики.

Европейский фонд развития(ЕФР) (1958 г.) создан для проведе­ния коллективной политики ЕС по отношению к ассоциированным с ним развивающимся странам. Поскольку он не имеет статуса юридического лица, им управляет Генеральный директорат КЕС по вопросам сотрудничества и развития. Развивающиеся страны располагают лишь правом совещательного голоса. ЕФР формиру­ется при подписании очередной конвенции об ассоциации на пять лет за счет взносов стран ЕС.

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства(ФЕОГА) был учрежден в 1962 г. в целях создания общего аграрного рынка («Зеленая Европа»). Включение сельского хозяй­ства в процесс интеграции потребовало создания специального межгосударственного фонда для финансирования совместной сельскохозяйственной политики с целью подтянуть уровень раз­вития, концентрации и специализации производства, накопления капитала в сельском хозяйстве до уровня промышленности и тем самым сгладить противоречия воспроизводства. ФЕОГА осуществляет поддержку «зеленых» курсов валют, применяемых для расчетов в аграрном общем рынке. Страны, рыночные валютные курсы которых ниже «зеленых», при импорте сельскохозяйственных товаров получают субсидии из ФЕОГА, а при экспорте вносят в Фонд компенсационный налог.

Итак,к региональным валютно-кредитным организациям «Общего рынка» относятся: Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕВФС) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) членом которого является Россия и основной целью которого является сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы, что будет способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют.

4. ЕБРР и его политика в России.

С апреля 1991 года на Европейском континенте началась деятельность Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), созданного для содействия переходу к рыночной экономике стран Центральной и Восточной Европы, а также поддержки там частной и предпринимательской инициативы.

Особенностью ЕБРР является то, что среди его учредителей две международные организации - ЕЭС (ныне ЕС) и Европейский инвестиционный банк. В настоящее время в ЕБРР помимо них входят 58 стран-участниц.
Нарастание тенденций глобализации, углубления интеграционных процессов в ряде регионов мира, большей либерализации торговых режимов, существенные изменения в оценке места и роли иностранных инвестиций в экономике страны - все это создает объективную потребность дальнейшего совершенствования деятельности международных валютно-финансовых и банковских институтов.

До августовского финан­сового кризиса 1998 г. Россия была одним из основных получа­телей финансовых ресурсов из ЕБРР. Россия получила свыше 25% финансовых ресурсов, размещаемых ЕБРР. После августовских событий эта тенденция резко замедлилась: во второй половине 1998 г. Советом директоров ЕБРР был одобрен только один проект по Российской Федерации. К началу 1999 г. в целом были сформированы корректировки кредитно-инвестиционной полити­ки ЕБРР в России. Речь идет, прежде всего, о необходимости усиления избирательного подхода к отбору проектов по России с точки зрения их повышенной устойчивости к колебаниям цен и курса национальной валюты, экспортной направленности и ва­лютной окупаемости.

Среди наиболее осуществимых приоритетов на 1999 г. возмож­но открытие кредитной линии по поддержке российского экспорта (в том числе за счет собственных средств ЕБРР - до 150 млн долл.) и по кредитованию оборотного капитала российских пред­приятий (до 150 млн долл. за счет собственных средств ЕБРР).

Предполагается также участие ЕБРР в содействии реструктури­зации российской банковской системы преимущественно посред­ством оказания консультационной помощи за счет средств Программы развития финансовых учреждений (FIDP) и фондов тех­нического содействия.

Многие годы, преобладало настороженное отношение ЕБРР к ситуациям в России. Это было связано с повышенной рискованностью опера­ций в нашей стране, что требует увеличения объемов резервирова­ния, и сопровождается финансовыми ощутимыми потерями Банка.

Сегодня, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) повысил прогноз роста ВВП России в 2013 году с 3,3 до 3,5–3,6%. По мнению ЕБРР, тщательно выверенная бюджетная и общеэкономическая политика в России, позволяет прогнозировать больший уровень её финансовой стабильности. И более высокие темпы экономического развития РФ, в том числе в наступившем году. В отличие, опять-таки, от большинства стран-членов Евросоюза.

5. Банк международных расчетов.

БМР – первый межгосударственный банк организованный как международный банк центральных банков, организованный в 1930 г. рядом эмиссионных банков Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группы американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран, БМР сохраняет до сих пор, и в настоящее время, выполняет депозитно-ссудные операции, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков, производит расчеты между странами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединений угля и стали, совершает операции по поручению ОЭСР и участвующих в ней стран.

Будучи западноевропейским международным банком, осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.