Введение. Министерство образования и науки Украины

Министерство образования и науки Украины

Донецкий национальный университет экономики и торговли

Имени Михаила Туган-Барановского

Кафедра философских наук

О С Н О В Ы

Ф И Л О С О Ф И И

УЧЕБНИК

Под редакцией Л.Н. Никитина

Утверждено Министерством

Образования и науки Украины

Как учебник для высших

Учебных заведений

Донецк

ББК 87я 73

О 85

УДК 1 (075. 8)

Авторы: Никитин Л.Н., д.ф.н., проф. (темы 1,5,7-9,11,12,17, практическая часть, словарь основных терминов); Алексеева Л.А., к.ф.н., проф.(тема 6); Андреева Т.А., д.ф.н., проф. (темы 4, 30-32); Андриенко Е.В., к.ф.н., ст. преп. (темы 4, 30-32); Андриенко Л.К., ст. преп. (темы 13, 17); Гребеньков Г.В., д.ф.н., проф. (тема 15); Давыденко Э.Н., ст. преп. (тема 15); Додонов Р.А., д.ф.н., проф. (темы 10, 14); Емельянова А.В., к.ф.н., доц. (темы 3, 18-20); Зуєв К.А., к.ф.н., ст. преп. (темы 13, 27,28); Изварина Е.Н., к.и.н., доц. (темы 21-23); Камарали А.В., к.ф.н., доц. (темы 24-26); Коротич Г.В., к.ф.н., доц. (тема 14); Крюкова О.В. к.п.н., доц. (темы 6,7);), Кудерко О.И., ассист. (тема 17); Кузьміна Ж.Ю., ассист.(темы 11,12); Муза Д.Е., к.ф.н., доц. (темы 8, 9); Неручек Г.А., ассист. (темы 13,27,28); Никифорова Л.А., к.ф.н., доц.(тема 1); Пасько З.А., к.ф.н., доц. (темы 16, 27, 28); Разетдинов В.М., ст. преп..(темы 1, 2, 5, 24-26); Сухина И.Г., к.ф.н., доц. (темы 16, 23, 30, 31); Халилова-Чуваева Ю.А., к.політол., доц. (тема 29).

Рецензенты:

проф. Андреева Т.А,

проф. Гребеньков Г.В.,

проф. Додонов Р.А.,

Утверждено Министерством образования и науки Украины

как учебник для студентов высших учебных заведений

(Письмо №_1.4/18-Г-2482 от 03.12.2008г.)

О 85 Основы философии. [Текст: учебник (для студентов нефилософ. спец.) /Донец.нац.ун-т экономики и торговли им. М.Туган-Барановского; под ред Л.Н.Никитина; Алексеева Л.А. [и др. ]- Д.: ДонНУЕТ, 2010. - 343с.

I S B N

В учебнике раскрывается специфика философского знания, освещаются основные этапы становления и развития философской мысли, ее актуальные проблемы. В учебнике учтены требования кредитно-модульной системы обучения, а так же положения отраслевых стандартов высшей школы, которыми для некоторых дисциплин предусматривается чтение интегративного курса философии.

Рассчитано на студентов высших учебных заведений очного и заочного отделений нефилософских специальностей, а так же широкий круг читателей, интересующихся вопросами философии.

I S B N © Под редакцией Л.Н. Никитина, 2010

©Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

ВВЕДЕНИЕ

Курс философии призван ввести студентов в сферу формирования, функционирования и развития духовного производства, вырабатывающего знания по основным проблемам бытия, мышления и познания. Выступая теоретической основой мировоззрения, философия открывает студентам проверенные многовековой практикой духовные ориентиры для глубокого осмысления реальности. Она позволяет освоить теоретическое и методологическое интеллектуальное наследие и неоценимый, богатейший категориальный аппарат, необходимый для успешной теоретической и практической деятельности. Рассматривая человека в качестве высшей ценности, философия призвана быть саморефлексией в осознании человеком смысла и целей своей жизни, судеб человеческой цивилизации.

В результате изучения курса философии студент должен знать: краткую историю развития философской мысли в Украине и за рубежом; предмет, структуру, цели и задачи философии; онтологические, гносеологические методологические и социальные проблемы философского знания; основные функции философии и ее роль в социуме.

Опираясь на теоретические знания о формировании, функционировании и развитии философского знания студент должен овладеть следующими основными умениями и навыками: уметь работать с основной, дополнительной и специальной информацией, связанной с функционированием философского знания; уметь подготовить доклад (реферат) или контрольную работу по философской проблематике; уметь использовать философские знания применительно профилю своей специальности; уметь грамотно находить и использовать в практической деятельности (учебе) теоретическую и методическую информацию в области философии.

* *

*

В соответствии с идеями Болонского процесса курс философии разделен на четыре модуля: Модуль І. Историко-философское введение; Модуль II. Общетеоретическая философия; Модуль III. Социальная философия; Модуль IV. Спецкурс «Мировоззренческие и социальные проблемы духовного бытия человечества».

Каждый из первых трех модулей содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает в себя постановку задач, которые необходимо решить при рассмотрении той или иной темы курса, и опорный конспект лекций.

Практическая часть включает в себя контрольные задания в виде тестов и проблемно-поисковые задачи, требующие аналитического подхода к их анализу. В конце каждого модуля имеется доказательно-поисковая часть, которая содержит ответы на тесты контрольного задания.

В данном учебнике, учтен тот факт, что в соответствии с отраслевыми стандартами высшей школы для некоторых дисциплин введены учебные планы (2007 г.), в которых предполагается чтение интегрированного курса философских наук. С этой целью разработан Модуль IV. Спецкурс «Мировоззренческие и социальные проблемы духовного бытия человечества», в котором, в соответствии с рекомендуемой программой объединенного (интегрированного) курса философии, даны лекции по этике, эстетике, логике, религиоведению и культурологии.

В конце учебника помещен краткий словарь основных философских терминов.

При подготовке данного учебника авторами сохранена структура, расширен и дополнен материал учебно-методического пособия “Введение в философию” выпущенного третьим изданием с грифом Министерства образования и науки Украины.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Модуль І. Историко-философское введение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: