double arrow

Вопрос 5. Назвать принципы изучения психики ребенка. Охарактеризовать психодиагностические методы изучения психики детей дошкольного возраста

Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики ребенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействиям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затормозить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому главным принципом изучения детской психологии выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Педагог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное – разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.

Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук. Внутренний мир дошкольника развивается по своим законам, которые и должен постичь исследователь. Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологии.

Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит, объяснить его.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный Сергеем Леонидовичем Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание.

Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

К психодиагностическим методам исследования относят:тестирование, методы опроса (анкетирование, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности

Тесты – краткие стандартизированные психологические методики, в результате испытания которых оцениваются те или иные качества личности.

Выделяют следующие виды тестов:

1) тесты-опросники – система заранее продуманных и проверенных с точки зрения валидности и надежности вопросов, по ответам на которые судят о психических особенностях человека.

2) тесты-задания – оценка психики человека на основании того, что и как он делает;

3) тесты способностей – оценка возможностей человека в овладении знаниями, умениями и навыками;

4) личностные тесты – оценка эмоционально-волевых качеств личности, особенности поведения в различных условиях;

5) тесты достижений – оценка уровня овладения знаниями в связи с конкретными программами подготовки.

К тестам предъявляется ряд требований:

1) наличие бланков – рисунки, схемы, таблицы, опросники;

2) наличие аппаратуры для обработки результатов.

К достоинствам тестирования относят: краткость; массовость использования; возможность статистической обработки результатов.

Существенным недостатком тестирования является то, что при использовании тестов учитываются количественные, а не качественные показатели.

Опрос – это метод психологии, при испытании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

К методам опроса относят анкету, интервью и беседу.

Требования методов опроса включают:

1) сообщение некоторых данных о себе.

2) ряд задаваемых вопросов.

Анкета представляет собой опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. В отличие от тестов анкеты не имеют жестких, стандартизированых критериев. Они предназначены для получения общей информации об интересах, предпочтениях, мнениях человека по тому или иному вопросу. По их результатам нельзя делать выводы об индивидуально-психологических особенностях человека.

Достоинством анкеты является получение большого количества информации за относительно малый промежуток времени. Недостаток состоит в том, что при анкетировании возможна неполная достоверность данных

Интервью – получение информации путем устных ответов на вопросы. Беседа – получение информации путем речевого обсуждения интересующего вопроса.

Достоинствами беседы (интервью) являются: наблюдение за поведением и реакциями человека, а также изменение тактики и содержания задаваемых вопросов.

Недостатком устных форм опроса являются большие временные затраты для подготовки и проведения метода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: