Вопрос 4. Раскрыть понятие «методы психологии». Охарактеризовать основные эмпирические методы изучения психики

Методы психологии – совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

Совокупность методов психологии составляют: организационные методы; эмпирические методы; методы обработки данных; методы интерпретации и методы психологического воздействия.

Эмпирические методы (методы сбора первичной информации) – группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении.

К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, тестирование, методы опроса (анкетирование, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографический метод.

Основными эмпирическими методами исследования являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – метод психологии, основанный на целенаправленном восприятии поведения, деятельности, поступков человека.

Виды наблюдения:

Сплошное наблюдение – за всем происходящим и выделение определенных единиц; выборочное – изучается конкретный процесс.

Открытое – наблюдаемый знает об исследовании; закрытое – наблюдаемый не знает об исследовании.

Включенное – исследователь находится внутри группы, невключенное – исследователь не входит в группу.

Внутреннее – наблюдение за собой; внешнее – наблюдение за окружающей средой.

К методу наблюдения предъявляются следующие требования:

1) наличие цели;

2) составление плана наблюдения: время, частота, длительность

3) выделение единиц наблюдения: жесты, действия, поступки, речевые высказывания, вегетативные реакции, паузы, интонационные изменения.

4) выделение способов фиксации (это могут быть сплошная запись, таблицы, схемы и заранее продуманные условные обозначения. Чаще всего фиксация наблюдений осуществляется в протоколах и дневниковых записях).

Достоинствами наблюдения являются:

-исследователь не вмешивается в естественное течение процессов;

-малые материальные затраты при организации наблюдения.

Вместе с тем, метод наблюдения имеет свои недостатки. Это:

-большие временные затраты;

-невозможность повторения процесса;

-возможен субъективизм наблюдателя.

Объективность наблюдения за детьми достигается при соблюдении трех условий.

Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения. Известный психолог Михаил Яковлевич Басов доказал, что возраст с трех до семи лет наиболее благоприятен для наблюдения, потому что дети этого возраста еще далеки от полного осмысления своего положения как испытуемых и своей роли в отношениях с наблюдателем.

Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем предстает целая группа фактов и бывает очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.

Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты. Отрицательное отношение к ребенку приводит к тому, что взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, выделяя и подчеркивая негативные стороны. И наоборот, положительное отношение к малышу, предпочтение его другим детям заставляют педагога обращать внимание только на позитивные стороны, преувеличивать достижения, а отрицательные моменты не видеть. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо составить объективное мнение о ребенке на основе научного наблюдения.

Эксперимент – метод психологии, в котором целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Виды эксперимента:

По условиям проведения: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственных условий, наличие лаборатории, испытание с помощью специальных приборов.

Естественный – это активное влияние на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.

По этапам проведения исследования: констатирующий; формирующий.

Констатирующий – выявление определенных психических особенностей, что даёт предварительный материал об уровне развития соответствующего качества.

Формирующий – выявление закономерностей, развития психики ребенка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на формирование психики испытуемого.

По изучению группы: социометрический


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: