Методы психологии – совокупность способов и приемов изучения психических явлений.
Совокупность методов психологии составляют: организационные методы; эмпирические методы; методы обработки данных; методы интерпретации и методы психологического воздействия.
Эмпирические методы (методы сбора первичной информации) – группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении.
К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, тестирование, методы опроса (анкетирование, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографический метод.
Основными эмпирическими методами исследования являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – метод психологии, основанный на целенаправленном восприятии поведения, деятельности, поступков человека.
Виды наблюдения:
Сплошное наблюдение – за всем происходящим и выделение определенных единиц; выборочное – изучается конкретный процесс.
Открытое – наблюдаемый знает об исследовании; закрытое – наблюдаемый не знает об исследовании.
Включенное – исследователь находится внутри группы, невключенное – исследователь не входит в группу.
Внутреннее – наблюдение за собой; внешнее – наблюдение за окружающей средой.
К методу наблюдения предъявляются следующие требования:
1) наличие цели;
2) составление плана наблюдения: время, частота, длительность
3) выделение единиц наблюдения: жесты, действия, поступки, речевые высказывания, вегетативные реакции, паузы, интонационные изменения.
4) выделение способов фиксации (это могут быть сплошная запись, таблицы, схемы и заранее продуманные условные обозначения. Чаще всего фиксация наблюдений осуществляется в протоколах и дневниковых записях).
Достоинствами наблюдения являются:
-исследователь не вмешивается в естественное течение процессов;
-малые материальные затраты при организации наблюдения.
Вместе с тем, метод наблюдения имеет свои недостатки. Это:
-большие временные затраты;
-невозможность повторения процесса;
-возможен субъективизм наблюдателя.
Объективность наблюдения за детьми достигается при соблюдении трех условий.
Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения. Известный психолог Михаил Яковлевич Басов доказал, что возраст с трех до семи лет наиболее благоприятен для наблюдения, потому что дети этого возраста еще далеки от полного осмысления своего положения как испытуемых и своей роли в отношениях с наблюдателем.
Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем предстает целая группа фактов и бывает очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.
Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты. Отрицательное отношение к ребенку приводит к тому, что взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, выделяя и подчеркивая негативные стороны. И наоборот, положительное отношение к малышу, предпочтение его другим детям заставляют педагога обращать внимание только на позитивные стороны, преувеличивать достижения, а отрицательные моменты не видеть. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо составить объективное мнение о ребенке на основе научного наблюдения.
Эксперимент – метод психологии, в котором целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
Виды эксперимента:
По условиям проведения: лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственных условий, наличие лаборатории, испытание с помощью специальных приборов.
Естественный – это активное влияние на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.
По этапам проведения исследования: констатирующий; формирующий.
Констатирующий – выявление определенных психических особенностей, что даёт предварительный материал об уровне развития соответствующего качества.
Формирующий – выявление закономерностей, развития психики ребенка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на формирование психики испытуемого.
По изучению группы: социометрический