Особенности характеристики личности несовершеннолетних преступников

Поведение несовершеннолетних в период подготовки и совершения преступления обусловлено общими психологическими качествами, присущими подростковому возрасту, а также индивидуальными свойствами подростка, которые связаны с особенностями его физического и духовного развития, условиями жизни и воспитания. Кроме того, исследования отечественных психологов показывают, что склонности и потребности несовершеннолетних правонарушителей различных возрастных групп имеют значительные расхождения.

Установленная в органах внутренних дел специализация по делам несовершеннолетних предполагает использование следователем системы взаимосвязанных требований закона и тактико-психологических рекомендаций, обеспечивающих всесторонний учет возрастных и социально-психологических особенностей несовершеннолетних на всех стадиях процесса.

Учитывая пожелания опрошенных нами специализированных следователей, представляется целесообразным обобщить материал, имеющийся в психологической литературе по вопросам психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей и использованию этих особенностей на этапе предварительного следствия.

Несовершеннолетними, как известно, признаются лица, которым ко времени совершения преступлений исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ст. 87 УК РФ). Возраст 14-17 лет относится в рамках принятой в возрастной психологии периодизации к старшему подростковому и раннему юношескому возрасту: 14-15 лет - подростковый, 16-17 лет - ранний юношеский возраст.

Поступки подростков 14-15-летнего возраста носят уже сознательно-волевой характер, поэтому к ним предъявляются более высокие требования, они могут нести уголовную ответственность за совершение общественно опасных действий. Однако физическое и духовное развитие подростка еще не завершено, и это отражается на характере его действий и поступков.

По мнению отечественных психологов, подростки обладают следующими особенностями, которые имеют значение для расследования преступлений:

1. Незрелость нервной системы внешне проявляется в несдержанности, импульсивности. Поэтому на мотивацию подростка (в том числе и на позицию в ходе расследования преступления) существенное влияние может оказать эмоциональная возбудимость, сопряженная с колебаниями настроения, вспышками раздражительности.

2. Для подростков присущи следующие черты характера:

а) повышенная эмоциональная возбудимость, быстрая смена настроения и форм поведения. Подростки, как замечает Н.Д. Левитов, «не любят тратить время на раздумья и колебания, а быстро переходят к делу». Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология.

Эти качества характера нередко приводят подростков к противоправному поведению или используются взрослыми антиобщественными элементами;

б) некоторым подросткам свойственны грубость, дерзость, раздражительность, которые обусловлены специфическими условиями жизни и воспитания. Эти качества отдельных подростков надо учитывать при расследовании преступлений, которые могут последовать из-за непонимания некоторых моральных категорий или в результате переутомления. При исследовании механизма и мотивов совершенного преступления важно путем детализации показаний, анализа условий воспитания подростка, обстановки совершенного преступления разобраться, какую роль эти качества сыграли в противоправном поведении несовершеннолетнего;

в) на предварительном следствии следователь может столкнуться с таким качеством, как лживость, которое близко примыкает к упрямству. «Наиболее частым мотивом лжи, - пишут В.А. Крутецкий и Н.С. Лукин, - является боязнь, страх наказания, репрессий. Ложь в этом случае является средством скрыть свой другой поступок и тем самым избежать наказания». Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка.

При выработке тактико-психологических приемов преодоления лжи у несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого следователю необходимо выяснить побудительные причины лжи, которые могут быть вызваны: боязнью ответственности и наказания; угрозой мести со стороны соучастников, лидера группы, родственников; неправильным пониманием дружбы и товарищества и в связи с этим боязнью прослыть предателем; проявлением хвастливости, желанием привлечь внимание, вызвать удивление сверстников.

Необходимо, наконец, выяснить, не является ли ложь приобретенным качеством подростка, возникшим в результате неправильного воспитания.

3. По мнению Л.И. Божович, «к началу подросткового возраста у детей формируется ряд новых психологических возможностей, которые позволяют окружающим предъявлять к ним в этом возрасте более высокие требования и признать за ними значительно большие права и, прежде всего, на самостоятельность».

В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным. Эти качества тесно связаны с «чувством взрослости», которое «выражается в отношении подростка к себе как взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость».

В этом возрасте несовершеннолетние готовы на совершение самых невероятных поступков, лишь бы доказать свою зрелость. При совершении таких действий несовершеннолетнего не интересует, какой вред будет причинен его действиями и какие последствия при этом наступят. Только одного он желает - привлечь внимание ребят к своей личности, показать свое превосходство над сверстниками, создать определенное впечатление о своих действиях и о себе в коллективе.

4. Особая податливость и способность к подражанию связаны с другими чертами характера - робостью и застенчивостью. Несовершеннолетние, обладающие этими качествами, чаще всего воспитывались в семьях, где процветало неуважительное отношение к детям, не развивалась самостоятельность и сковывалась инициатива, где принижалось чувство собственного достоинства. Повышенная внушаемость и способность к подражанию должны своевременно выявляться в процессе расследования групповых преступлений, так как это будет иметь значение при изучении мотивов совершенного преступления. Кроме того, выявленные качества у несовершеннолетнего можно считать основанием признания определенного статуса в структуре преступной группы (ведомый, подчиненный).

5. Для подросткового возраста характерен «групповой инстинкт». Это объясняется естественным стремлением объединиться в условиях «заброшенности» и недружелюбия мира взрослых, поисками столь значимых для молодежи дружеских и сексуальных контактов и привязанностей и пониманием ровесников при непонимании взрослыми и т.п.

Реакция группирования в значительной мере объясняет то, что подавляющее большинство преступлений совершается подростками в составе группы.

Вхождение в группу для подростка обозначает игру по правилам. Поэтому подростки могут иметь двойные (и тройные) стандарты, использовать и следовать различным правилам и нормам поведения. Дома они могут быть послушными, покладистыми, ответственными, а в дворовой компании - жесткими и властными. Так называемая конвенциональная мораль подростка помогает ему приспосабливаться к тем группам, в которых происходит его социализация.

М.И. Еникеев отмечает, что «лидерство в подростковых группах обычно принадлежит типам стеническим (сильным), возбудимым, контактным и постоянно готовым к агрессивным действиям. Иногда лидерство захватывается истероидным типом, демонстративно выражающим общее настроение группы и использующим для поддержания своей «власти» физически сильного, но конформного, нередко отстающего в психическом развитии сверстника».

Законодатель также выделяет 16-17-летних подростков из числа других несовершеннолетних, считая, что личность такого подростка по своим физическим и интеллектуальным качествам и тому месту, которое занимает в обществе, приближается к взрослому человеку: с 16-летнего возраста наступает уголовная ответственность за любое совершенное подростком преступление; при допросе несовершеннолетних обвиняемых, достигших 16-летнего возраста, педагог или психолог не приглашается (за исключением случая, когда они страдают психическими расстройствами или отстают в психическом развитии).

Для молодых людей 16-17-летнего возраста характерны следующие особенности:

- процесс физического и интеллектуального развития продолжается, к 18 годам юноша достигает физической и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной трудовой жизни;

- заканчивается процесс формирования нервной системы: юноши в отличие от подростков чаще контролируют свои эмоции, менее вспыльчивы, импульсивны в своем поведении;

- юноши чаще самостоятельно, чем подростки, определяют свой круг интересов, общения. Личностное самоопределение позволяет им быть независимыми от мнения ближайшего окружения (родителей, педагогов и др.);

- молодые люди меньше подвержены влиянию, давлению и внушающему воздействию со стороны группы. Тем не менее, в практике расследования органами внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних имеются случаи, когда старшие члены преступной группы занимали ведомое положение;

- независимость юношей проявляется и в особой автономной морали, своей, особой (а не конвенциональной, на которую ориентируется, как правило, подросток). Поэтому асоциальность направленности юноши более устойчивая, чем у подростков;

- у юношей сильно развито чувство личной дружбы. К самой дружбе предъявляются более высокие требования: отзывчивость, откровенность, готовность к взаимной помощи, выручке. Референтность общения юношей в отличие от «группового инстинкта» подростков проявляется в том, что юноша выбирает в качестве «своей», эталонной группы ту, которая удовлетворяет его интересам и взглядам;

- осознанность и стабильность планов и интересов юношей позволяет им обдуманно совершать те или иные действия (в том числе и противоправные) в отличие от сиюминутности, импульсивности и необдуманности поведения и деятельности подростков.

Несмотря на указанные отличия, молодые люди имеют много общего с их младшими сверстниками: им присущи еще во многом личностные качества, свойственные 14-15-летним подросткам (чувство «взрослости», стремление к самоутверждению и т.д.). Поэтому законодатель объединяет эти два возраста термином «несовершеннолетние».

Социальная среда и преступное поведение несовершеннолетних

Факторы, порождающие преступность в обществе, детерминируют и преступность несовершеннолетних. Механизм же их действия в отношении рассматриваемой возрастной группы специфичен в силу общевозрастных психологических особенностей, своеобразия социального статуса несовершеннолетних. Для этого возраста характерны неокончательная сформированность собственной системы ценностей, повышенная зависимость поведения от оценок и мнений ближайшего окружения, его эмоциональность, неспособность критически оценить свои действия и поступки других.

Условия жизнедеятельности несовершеннолетних также отличны от взрослых. Контакты с социальной средой сужены: семья, школа, дружеское окружение их почти исчерпывают. При этом не только родительская семья, но и учебный коллектив определяются по общему правилу, не зависящими от самого подростка обстоятельствами. Первичная социально-профессиональная дифференциация (выбор продолжения обучения, вида и конкретного учебного заведения либо поступления на работу) во многом чаще всего определяется внешними обстоятельствами. Специфику возрастного статуса дополняют и противоречивые социальные ожидания: ответственность, самостоятельность предполагаются при сохранении материальной зависимости, роли воспитуемого.

Как известно, воздействие социальной среды на преступное поведение осуществляется как в сфере формирования личности, так и в условиях конкретной ситуации, определяющей превращение возможности совершения преступления в действительность. Например, при совершении преступлений отдельных видов и групп, или в правонарушающем поведении отдельных категорий несовершеннолетних, значение обстоятельств ситуативного характера различно. Так, глубоко деморализованные, неоднократно совершавшие противоправные поступки чаще сами создают ситуацию конфликта.

Другой пример: известно, что немалая часть корыстных преступлений, совершаемых покинувшими семью или воспитательное учреждения несовершеннолетними младшей группы, совершается для удовлетворения потребности в пище, теплой одежде, т. е. при существенной роли внешних, ситуативных факторов. Однако в целом в преступности несовершеннолетних, как уже отмечалось, роль обстоятельств ситуативного характера не является определяющей. Соответственно центром внимания субъектов профилактики должна быть сфера формирования личности.

В несовершеннолетнем возрасте преобладающее воздействие на личность оказывает микросреда (семейное окружение, друзья, приятельские компании). Воздействие на личность широкой социальной среды, институтов общества в целом существенно опосредуются ею. Данные исследований показывают, например, что предпочтение определенных форм досуга, в том числе и выбор социально неодобряемых его форм, у несовершеннолетних правонарушителей зависит прежде всего не от собственного желания, а от выбора, сделанного ближайшим окружением, дружеской компанией; представление о досуге как праздности, о почти неразрывной связи свободного времени с употреблением алкогольных напитков основывается на демонстрируемом в семейном окружении.

Влияние микросреды дополняет воздействие воспитательно-образовательных учреждений (школы, ПТУ, техникума), длительные и непосредственные контакты с которыми поддерживает (или поддерживал в недавнем прошлом) практически каждый несовершеннолетний, трудовых коллективов (в отношении работающих подростков). Семья, ближайшее окружение сверстников, школа не исчерпывают, конечно, связей с обществом ни одного конкретного лица несовершеннолетнего возраста, однако, по общему правилу, личность каждого формируется под их воздействием.

Конечно, микросреда является частью общества и испытывает на себе его влияние. Однако в силу относительной обособленности, самостоятельности она может культивировать нормы поведения, традиции, прививать навыки и привычки, отличные от одобряемых обществом. Такая микросреда рассматривается как криминогенная. Для несовершеннолетних правонарушающего поведения контакты с криминогенной средой типичны; до 90% совершивших преступления подростков ранее испытывали ее воздействие.

Ведущая роль в формировании личности несовершеннолетних принадлежит семье. Ее влияние продолжительно, осуществляется с самого раннего детства, поэтому стереотипы поведения, нормы общения, принятая в семейном окружении система ценностей усваиваются очень прочно и приобретают обычно личностный характер. Это происходит в силу того, что формирование личности ребенка происходит не только посредством целенаправленного воспитательного воздействия со стороны старших членов семьи, но и стихийно, под воздействием семейного уклада жизни, демонстрируемых в семейном общении образцов поведения.

Многие исследования предшествующих лет фактологическими данным подтверждали положение о том, что при всем многообразии факторов семейного неблагополучия обстоятельства, которые объективно затрудняют воспитание (структурная неполнота семьи, материальные, жилищные проблемы и т. п.), в отличие от обусловленных дефектной педагогической и личностной позицией родителей (безразличное отношение к детям, отказ от выполнения воспитательных функций, пьянство, скандалы, правонарушающее поведение в быту) лишь способны затруднить воспитание в семье.

Не внешние, объективные проблемы и трудности, а субъективные факторы внутрисемейной жизни имеют криминогенное значение.

В целом этот вывод не утрачивает значения, однако в условиях стабильности общества, относительного социального равенства, роль внешних и внутренних факторов жизнедеятельности института семьи была довольно устойчиво сбалансирована. Думается, что в периоды интенсивных общесоциальных перемен баланс воздействия может нарушаться; ряд обстоятельств, характеризующих ранее внутрисемейную обстановку в неблагополучных семьях, становятся значительно более распространенными. В профилактичеком плане важно учитывать, что в современных условиях российская семья оказалась под прессингом новых внешних факторов, в силу которых воспитательная внутрисемейная обстановка стала менее благоприятной.

Неадаптированность к новым социально-экономическим условиям значительной части взрослого населения, безработица или чрезвычайная перегруженность трудовыми функциями, страх за будущее семьи, психическая напряженность старших членов семьи, приводят к сужению эмоционального контакта между родителями и детьми, сокращению объема совместной досуговой деятельности семьи, ослаблению семейного контроля за поведением детей и подростков, падению родительского авторитета, эмоциональному отдалению членов семьи.

Хотя те или иные дефекты внутрисемейной обстановки имеют место в значительной части семей, обнаруживаются они в современных условиях сравнительно чаще, специфика неблагополучия родительских семей несовершеннолетних правонарушителей состоит, как и ранее, в типичности наличия широкого комплекса взаимосвязанных негативных характеристик. Примерно в 40% этих семей способом разрешения внутренних конфликтов являются скандалы, драки; почти в 35% - злоупотребляют алкоголем; до 80% - не выполняют функции надзора за детьми; члены каждой четвертой семьи подростков-правонарушителей привлекались к уголовной ответственности.

В отношении "формально благополучных" семей, имеющих скрытые дефекты в выполнении воспитательных функций, не проявляющиеся в очевидных характеристиках поведения их членов, профилактическая деятельность осложнена объективно. Однако в настоящее время среди семей несовершеннолетних, совершивших преступления, преобладают семьи с достаточно ярко выраженной социально-негативной личностной и педагогической позицией родителей. Типичной для подростков-правонарушителей продолжает оставаться семья, демонстрирующая и прививающая антиобщественные привычки, взгляды, потребности, не обеспечивающая контроля, эмоциональной поддержки и защиты от внешних негативных влияний и в силу этого вынуждающая подростка идти на поиск понимания и участия вне семейной среды (до 60% родительских семей несовершеннолетних, совершивших преступления).

Криминогенные группы несовершеннолетних. В старшем подростковом и юношеском возрасте общество сверстников выполняет чрезвычайно важные функции: обеспечивает эмоциональный комфорт, является основой межличностных отношений, информационным каналом. Признание в среде сверстников субъективно особенно значимо в этом возрасте. Полноценное товарищеское, дружеское общение несовершеннолетних правонарушающего поведения с "благополучными" сверстниками сужено. Обычно несовершеннолетние правонарушающего поведения устанавливают контакты с лицами, имеющими сходные проблемы, трудности, одинаковый, почти не ограниченный объем свободного времени. По мере углубления непонимания и конфликтов в других сферах жизнедеятельности субъективное значение такого общения возрастает.

Поэтому и при расхождении собственных взглядов, оценок с позицией группы подростки предпочитают солидарность с ней. Отмечено, что криминогенные группы сверстников не только являются базой формирования антиобщественных взглядов и установок, взаимного "обогащения" негативными привычками и навыками, не только служат психологической опорой для самооправдания при совершении правонарушений ("как все"), но и непосредственно вовлекают в антиобщественное поведение. Поведение большинства дворовых, уличных компаний отличает проявляющаяся в различной степени криминогенная деформация.

По выборочным данным, около 20% их членов не исключают возможности добывания денежных средств преступным путем, более 60% - рассматривают насилие как возможный способ разрешения конфликтов, а 30% - постоянно прибегают к нему на практике, более половины - всегда решают конфликты с другими группами путем применения силы. Имеющиеся данные позволяют сделать вывод о связи глубины деформации группового поведения, во всяком случае, со следующими характеристиками: предшествующее правонарушающее поведение отдельных членов группы; нравственная и правовая характеристика лидера, ядра группы; общественно полезная занятость ее членов; теснота контактов.

Случаи совершения преступления предполагают, конечно, уголовно-правовое воздействие, изоляцию криминального ядра, части группы. Однако разобщение криминогенных группировок как профилактическая мера малоэффективно: на их месте возникают новые, содержание поведенческих характеристик несовершеннолетних это не меняет, поэтому более перспективным является комплекс мер по переориентации групп. Так, по исследовательским данным до 3/4 их участников согласны были бы заняться в свободное время какой-либо полезной для окружающих деятельностью, хотя инициативы в этом не проявляют.

Криминологическое значение недостатков в деятельности воспитательных институтов (школы в широком смысле слова) состоит в том, что они, будучи специально предназначенными для выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолетних, реализуют их неполно, либо не оказывают необходимого влияния, компенсирующего недостатки семейного воспитания и противодействующего негативным воздействиям в среде неформального общения. В качестве криминологически значимых проблем школы отмечаются: недостаточное знание особенностей личности учащихся, источников отрицательного влияния на них, педагогические ошибки при использовании методов воспитания, недооценка различий "стартовых" (начальных) условий обучения и недостаточная помощь в их выравнивании, невнимание к профессиональной ориентации подростков и юношей и др.

В последние годы констатируется существенное ослабление влияния школы на формирование личности несовершеннолетних. Профилактические резервы педагогических коллективов остаются нереализованными и потому, что школа склонна исключать предупреждение правонарушений из круга своих задач, в том числе и в силу отсутствия прямого нормативного предписания.

Существенных изменений в сложившееся положение не внес и закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", который не отводит учебным заведениям ведущей роли в предупреждении правонарушающего поведения, определив их функции по сути как вспомогательные: "принятие мер по воспитанию и получению основного общего образования", "оказание педагогической помощи" детям и подросткам с отклонениями в поведении, имеющим проблемы с обучением, "оказание помощи семье в обучении и воспитании детей" и т. п.20 Соответственно педагоги, по общему правилу, не уделяют должного внимания ранней профилактике правонарушений, а индивидуальную работу с учащимися, осужденными условно или с отсрочкой исполнения приговора, рассматривают как стороннюю функцию.

В действительности же применяемые специализированными субъектами меры способны лишь дополнить, а не заменить общее воспитание. При этом школа является единственным институтом общества, который по сути специально предназначен для образовательной и воспитательной деятельности, располагая для этого профессионально подготовленными кадрами. Исследования правонарушающего поведения несовершеннолетних, продолживших обучение после школы (ПТУ, техникума) показывают, что отмеченные недостатки характерны и для учебных заведений других типов. Что же касается работающих подростков, то воспитательно-профилактическая деятельность в трудовых коллективах, еще недавно (пусть, не во всех случаях) оказывавшая определенное влияние на формирование их личности и поведения, сейчас почти повсеместно свернута.

При общем снижении объемов, уровня безвозмездной общественной деятельности, при росте безработицы внепрофессиональные проблемы работающих подростков все в большей степени становятся предметом внимания лишь специализированных (профессиональных) субъектов профилактики. Отмеченное выше свидетельствует о типичности связей несовершеннолетних правонарушающего поведения с криминогенной средой, об устойчивости таких связей.

Преобладающая часть совершивших преступления подростков испытывала негативное воздействие со стороны семьи, в ближайшем бытовом окружении при явной недостаточности (неуспешности) компенсирующего и коррегирующего воздействия субъектов общего воспитания и предупреждения. Значение этого обстоятельства для профилактики трудно переоценить, поскольку личность и поведение субъекта практически не могут быть устойчиво изменены без воздействия на среду, продолжающую оказывать влияние на несовершеннолетнего в процессе взаимодействия с ним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: