1. По сферам проявления конфликты делят на:
· производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические противоречия;
· идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах;
· социально-психологические, возникающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека;
· семейно-бытовые, отражающие противоречия семейных и бытовых отношений.
2. По субъектам конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на:
· внутриличностные, которые связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности;
· межличностные при столкновении интересов двух личностей;
· межличностно-групповые, при которых противоборствующими сторонами являются, с одной стороны личность, а с другой – группа;
· межгрупповые, возникающие при столкновении интересов двух социальных групп.
3. По коммуникативной направленности разделяют на:
· горизонтальные, в которых учувствуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг друга;
|
|
· вертикальные, участники, которых связаны с теми или иными видами подчинения (руководитель – подчиненный).
К структурным элементам конфликта относятся:
- стороны (участники) конфликта;
- условия конфликта. К ним относятся:
конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон;
конфликтоген – слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту
инцидент – начало конфликтных действий одной из сторон взаимодействия, направленных на достижение своих целей за счёт ущемления интересов другой стороны.
- предмет конфликта;
- действия участников конфликта;
- результат конфликта.
Стадии развития конфликта:
1-я стадия. Возникновение объективной конфликтной ситуации («стадия потенциального конфликта»)
2-я стадия. Осознание объективной конфликтной ситуации в ходе инцидента.
3-я стадия. Переход к конфликтному поведению(противодействие сторон)
4-ястадия. 1) развёртывание конфликта (деструктивный конфликт).
2) разрешение конфликта (конструктивный конфликт)