Вопрос 29. Дать общее понятие об эмоциях. Раскрыть признаки проявления эмоций. Охарактеризовать основные эмоциональные состояния

В процессе познания мира у человека формируется определенное отношение к объектам окружающей действительности, выраженное в переживаниях. «Эмоции» в переводе с латинского – потрясаю, волную.

Эмоции – элементарные переживания, возникающие в процессе удовлетворения актуальных потребностей; простое, непосредственное переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям окружающей действительности.

Эмоции не возникают сами по себе, они связаны с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоции, неудовлетворение – отрицательные. Эмоции присущи как человеку, так и животным. Животные тоже могут радоваться или грустить. Но на проявление эмоций человека оказывает влияние социальный образ его жизни, принятые в обществе нормы поведения. У человека эмоции связаны с основными формами общественно-исторического существования – образа жизни человека и основными направлениями его деятельности.

У человека эмоции проявляются следующим образом:

1. изменяется протекание физиологических процессов (учащается дыхание и пульс, краснеет или бледнеет лицо, увеличивается потоотделение и т.д.) – это физиологический компонент эмоций;

2. эмоции выражаются в мимике (выражение лица) и пантомимике (жестах, положении тела); в изменении тембра голоса, интонациях речевых высказываний – это экспрессивный компонент эмоций;

3. изменяется душевное состояние человека в зависимости от переживания положительных либо отрицательных эмоций (подъем или подавленность настроения) – это импрессивный компонент эмоций;

Эмоции окрашивают характер протекания деятельности, отношение к другим людям. Стенические эмоции повышают жизненный тонус человека, активизируют деятельность, мобилизуют силы, астенические снижают активность и работоспособность человека. Базовыми эмоциями по Изарду являются:

интерес – положительное переживание, мотивирующее обучение, познавательную активность человека и способствующее приобретению знаний;

радость – положительное переживание, вызванное полным удовлетворением актуальных потребностей;

удивление – эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства;

страдание – негативное переживание, вызванное невозможностью удовлетворения важнейших потребностей;

гнев – отрицательное переживание, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия при удовлетворении потребности;

отвращение – негативное переживание, вызываемое объектами, противоречащими принципам и установкам человека;

презрение – негативное переживание, порождаемое разногласием жизненных позиций взглядов людей;

страх – негативное переживание, вызванное опасными обстоятельствами, угрожающими жизненному благополучию;

стыд – негативное переживание, вызванное несоответствием собственных качеств и поступков ожиданиям окружающих и принятым нормам поведения.

В конкретных жизненных ситуациях эмоции могут смешиваться, переходить от одного вида к другому. Они динамичны, приводят к эмоциональному напряжению, либо к эмоциональной разрядке нервной системы.

Различные эмоции окрашивают наше поведение, создают более или менее продолжительные, иногда устойчивые переживания. Эти переживания могут быть разной силы, по-разному влиять на деятельность человека и выражаться через эмоциональные состояния.

К эмоциональным состояниям относят настроение, стресс, аффект, фрустрацию и др.

Настроение – устойчивое, длительное, слабовыраженное состояние, определяющее эмоциональный фон жизнедеятельности человека. Оно не предметно, то есть мы не всегда можем ясно выделить причину возникновения нашего настроения. Настроение во многом зависит от общего состояния организма человека. Настроение служит фоном, на котором протекают все остальные психические процессы, и тесно связано с уровнем самооценки человека. У людей с завышенной самооценкой чаще бывает приподнятое настроение. У людей с заниженной самооценкой выражены пассивно отрицательные состояния, связанные с ожиданием неблагополучного исхода. Настроение оказывает сильное влияние на деятельность человека, поэтому любому человеку, а особенно педагогу, необходимо уметь управлять своим настроением.

Аффект – бурная, кратковременная эмоциональная вспышка. Он наступает внезапно, сопровождается резкими действиями. В этом состоянии человек не контролирует свои действия, не помнит происходящее, т.е. наблюдается дезорганизация сознания.

Отличительными признаками аффекта являются кратковременность и яркая выраженность эмоционального состояния (в виде «эмоционального взрыва»). Примером аффективных состояний могут быть восторг, ужас, отчаяние, ярость и др. Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность реакции и полное безучастие.

К аффектам склонны лица с неуравновешенным типом нервной системы, у которых наблюдается преобладание возбуждения над торможением. В определенной мере аффекты связаны и с воспитанием человека, когда он не способен контролировать себя.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее в ответ на неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия. Возникает при перегрузках, в экстремальных жизненных ситуациях.

К наиболее распространенным причинам стрессов (стрессорам) относят:

- влияние окружающей среды;

- нагрузки повышенной интенсивности: физические (мышечные), физиологические (болезнь, беременность), информационные (чрезмерный объем информации), эмоциональные (превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения);

- монотонность в трудовой деятельности и эмоциональных контактах;

- повседневные раздражители: ситуации ожидания и опоздания, психологическая атмосфера в общественном транспорте и т. п.;

- личностная дисгармония: внутриличностные кризисы, кризисы развития личности;

- ситуации неопределенности или конкретной угрозы и др.

Фрустрация – сильное переживание неудач, вызванное непреодолимыми трудностями на пути достижения цели. Фрустрация переживается как «крушение надежд», как внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести. В этом состоянии человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружающим, неограниченное самобичевание.Если чрезмерное напряжение фрустрации не завершается разрядкой, то она может наступить в других неадекватных условиях: негативные эмоции могут разрядиться на совершенно невинных людях (друзьях, членах семьи, соседях и т. д.). Агрессивные реакции ослабевают, если сразу после фрустрации создаются условия для выполнения какого-либо увлекательного, интересного дела.

Таким образом,эмоции представляют собой простейшие, непосредственные переживания (например, страх, гнев, радость, удивление и т. п.), которые человек испытывает в данный момент в связи с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: