Человеческое сознание не только отражает окружающий мир, но и преобразовывает его. Для этого человеку необходимо что-то представлять и реализовывать в практической деятельности. Все это возможно благодаря такому психическому процессу как воображение. Оно позволяет человеку придавать деятельности творческий характер.
Воображение – психический познавательный процесс, характеризующийся активным преобразованием имеющихся представлений об окружающей действительности и выражающийся в построении новых образов и их сочетаний.
Образы воображения не совпадают с образами восприятия, они представляют собой совершенно новые образы, которые включают в себя лишь фрагменты или обобщенные представления.
Роль воображения в жизни человека можно конкретизировать в следующих основных функциях:
- представление в психике действительности в образах (человек может преобразовывать образы и создавать новые на основе представлений);
- регуляция деятельности и поведения (сталкиваясь с проблемной ситуацией, человек вначале строит программу ее разрешения и прогнозирует результат, а потом осуществляет практические действия);
|
|
- управление эмоциональными состояниями (воображение является основой эмоциональной саморегуляции).
Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий.
Воображение – это создание того, что в опыте человека не существовало, что он раньше не воспринимал, с чем раньше не встречался. При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях.
Воображение может проявляться по-разному, о чем свидетельствует существование различных его видов.
В зависимости от степени выраженности активности различают два вида воображения:
пассивное воображение – воображение, характеризующееся созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности;
активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практическое деятельности.
В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным. Преднамеренное (произвольное) пассивное воображение (грёзы) – это образы фантазии, осознанно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания второй сигнальной системы, например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации), при чтении книг и т. д.
|
|
В зависимости от характера создаваемого образа активное воображение может быть воссоздающим или творческим.
Воссоздающее (репродуктивное) – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. Это новые образы для конкретного человека, а на самом деле они уже существуют (чтение книг).
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное обозначение. Реализуется этот вид воображения в творческой деятельности.
Особый вид воображения – мечта. Она всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека. Роль мечты в жизни человека сложно переоценить. Она ориентирована на будущее, делает жизнь увлекательной и целеустремленной
К образам мечты относится идеал. Идеал – это образ, в котором представлены наиболее значимые для данного человека черты и свойства личности. Еще один вид творческого воображения – фантазии. Здесь желаемое будущее не связано непосредственно с настоящим.
К основным способам (формам) создания образов воображения относят комбинирование, агглютинацию, акцентирование, гиперболизацию, схематизацию и типизацию.
Комбинирование представляет создание нового образа, в котором сочетаются отдельные элементы разных образов.
Агглютинация представляет собой комбинацию, «склеивание» разных объектов или разных свойств объектов в один образ. Данный способ часто используется в искусстве (кентавр, русалка и т. д.), техническом творчестве (троллейбус, аэросани).
Акцентирование заключается в том, что в создаваемом образе какой-либо элемент выделяется и особо подчеркивается. При акцентировании могут использоваться различные приемы:
• утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешности и поведения (например, образ хитрой лисы в сказках, карикатуры, Карлик-Нос и т. д.);
• гиперболизация – преувеличение или преуменьшение образа по сравнению с реальным объектом (Дюймовочка, Гулливер, бессили волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!»);
типизация — создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (создание образов в художественной литературе: Наташа Ростова, Евгений Онегин и др.).
Таким образом, воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, эмоций. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта.