Классификациявоображения

Воображение - это процесс отражения действительности за пределами существующих свлзеймотноше/шй.Преобразуяобразыипредставления, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих анало­га в реальной действительности и заменяющих ее.

Воображение, также как и восприятие, память, мышление, яв­ляется процессом познания. Оно расширяет границы нашего опы­та, продуцируя новые, еще не существующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и, соответственно, выстроить адекватную схему поведе­ния. Воображение может предсказать и тенденции развития' реаль­ности, иногда задавая направление и ориентиры для этого пути. Так, научная фантастика предсказала появление многих техниче­ских открытий, а художественные произведения послужили стиму­лом для становления новых этических норм и идеалов.

Классификация воображения основывается на степени его ак­тивности, т.е. возможности сознательно и произвольно направлять его ход и содержание. Исходя из этого выделяют пассивное и ак­тивное воображение. В пассивном выделяют сон, грезы и мечты, в активном — репродуктивное и творческое воображение. В этой по­следовательности каждый следующий вид воображения подразуме­вает все большую степень осознанности и управляемости.

Видения, которые являются человеку во сне или в бреду, совер­шенно не зависят от его желания (или нежелания) видеть именно этот образ. Точно также мы не можем направлять содержание сна, а его содержание часто расплывается в памяти, оставляя лишь смутные воспоминания о приснившемся.

Грезы подразумевают возможность вызвать их содержание по собственному усмотрению, как правило, человек воображает в этом случае желаемые, приятные для себя картины. Аутистическое мышление, о котором говорилось в предыдущем параграфе, помо­гает воображению, строя различные, наиболее желаемые и благо­приятные варианты развития событий, хотя и весьма далеких от реальности (воздушные замки).

Более активный вариант грез — мечты, как образа желаемого будущего, но уже гораздо более реального и связанного с действи­тельностью, чем грезы. Мечты обычно человек старается вопло-

21 -4455


322 Часть П. Психология

тить в жизнь, здесь возможна сознательная регуляция вызываемых образов, создание достаточно жесткой схемы их реализации.

Репродуктивное воображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, сотворенных другими. Это может быть описание природы или героев литературного произведения, музыкальные образы, чертежи машин и зданий. При таком воспро­изведении, произвольно регулируется не только само содержание, достаточно индивидуальное в каждом случае, но и яркость и жи­вость этих образов, в зависимости от мотивации зрителя или слу­шателя, а также от таланта автора. Чем больше субъективного вно­сит читатель в образы, создаваемые воображением по имеющимся описаниям, тем более активным становится сам процесс воображе­ния, превращаясь в своеобразное сотворчество.

Творческое, воображение, часто отождествляемое с творческим мышлением, креативностью, т.е. с творчеством как таковым, пред­полагает наибольшую активность и субъективность автора, так как содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, пе­реживаний, опыта. Однако такая всецелая зависимость от субъекта творчества не приводит к абсолютной оторванности от действи­тельности, как в грезах. Именно поэтому результаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим.

Операции воображения

Для трансформации данных и создания продуктов в воображе­нии, как и в мышлении, используются операции — слияние (комби­нирование), агглютинация, гиперболизация, типизация.

Слияние подразумевает произвольное комбинирование, сравне­ние и объединение качеств и характерных черт разных объектов в одном образе. Так, Пастернак говорил о том, что в образе Лары в его романе «Доктор Живаго» соединены черты Зинаиды Пастер­нак и Ольги Ивинской. Толстой писал о том, что в образе Наташи Ростовой слиты качества Сони и Тани (т.е. его жены и ее сестры). Точно так же слияние может осуществляться в новой мелодии, сое­диняющей мотивы нескольких, в чертеже здания, в котором ком­бинируются несколько архитектурных стилей и т.д.

Особый вид слияния — это агглютинация, при которой соединя­ются несоединимые в реальности черты. Наиболее распространен­ными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентав­ра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и


Глава 6. Когнитивные процессы 323

коня (кентавр). Агглютинации также часто применяются в аллего­рических изображениях, в стихах (полумудрец — полуневежа), под­черкивая сложность, противоречивость созданного образа.

Гиперболизация повышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные его черты. Так, в классических комедиях (например, в комедиях Фонвизина) Недо­росль, Правдин, Скотинин не похожи на реальных людей, но со­зданы для отражения (и осмеяния) определенных черт характера, стиля поведения. Гиперболизация применяется и в сказках, в кото­рых описывается, например, необыкновенная сила или рост бога­тырей, что подчеркивает их силу и отвагу. Ум и ловкость ребенка (мальчик-с-пальчик) особенно велики по контрасту с величиной и глупостью людоеда — это тоже результат гиперболизации.

Акцентирование, так же как и гиперболизация, связано с наме­ренным усилением какой-то одной черты описываемого образа. Особенность этой операции в том, что в этом случае выделяется какая-то часть или деталь, которая становится доминирующей. Наиболее распространенной формой акцентирования являются шаржи и карикатуры.

Другим способом придания дополнительной выразительности образу, является типизация, связанная с обобщением наиболее ти­пичных для данной группы людей черт. Естественно, что при этом полностью игнорируются все специфические личностные качест­ва, хотя, в отличие от гиперболизации, правдоподобие в описании героев сохраняется. Типизация использована, например, А.Н. Ост­ровским в описании купцов в его пьесах, Мольером, раскрывшим наиболее распространенные черты выскочек, разбогатевших и стремящихся попасть в другую социальную группу.

Воображение тесно связано с другими сторонами психики — эмоциями, памятью, мышлением.

Любая сильная эмоция стимулирует работу воображения. Ис­пытывая страх, люди воображают себе различные опасности, час­то существенно их преувеличивая. Чувство неуверенности в себе часто связано с воображаемыми «косыми взглядами» окружающих, упреками в абсолютно нейтральных замещениях и т.д. Положи­тельные эмоции, например ожидаемая радость, также вызывают в воображении разнообразные картины реализации желания.

Однако не только чувства вызывают воображение, но и вообра­жение усиливает переживания. Пациент, ожидающий своей очере-

21-


324 Часть П. Психология

ди у зубного врача, воображает себе предстоящее испытание, а го­лос врача или звук бормашины делают образы еще более живыми и отчетливыми, усиливая страх. Воображаемая реакция близкого че­ловека на подарок усиливает радость от его приобретения, а воз­можная оценка окружающими неблаговидного поступка способна вызвать стыд и удержать от его совершения.

Не менее тесной является и связь воображения с памятью, с опытом людей. Существует весьма распространенный стереотип о том, что у детей воображение более живое и богатое, чем у взрос­лого человека. Однако это мнение в корне неверно, так как у детей, несмотря на их более гибкую психику и способность быстро откли­каться на события, крайне низка продуктивность воображения. Их фантазии отражают их эмоциональные переживания и желания. В своих рассказах дети не стремятся создать что-то, но хотят сни­зить эмоциональное напряжение. Поэтому ни содержание, ни фор­ма рассказа их не волнуют, и переживания выливаются в традици­онный набор фраз и фабул, заимствованных из разговоров взрос­лых, фильмов или сказок. Упомянутый стереотип отражает только тот факт, что дети чаще делятся своими воображаемыми желания­ми и страхами, чем взрослые, а их содержание более оторвано от жизни (так как нет опыта этой жизни).

Роль памяти, знаний особенно отчетливо видна в репродук­тивном воображении, так как многие факты, не известные чело­веку, он просто не может себе представить. Это проявляется, на­пример, в реакции людей, не переживших войну, на рассказы или поведение беженцев из Чечни, описания исторических событий. Сходный механизм проявляется и при образовании личностных смыслов, однако в этом случае важны не только память, опыт, но и эмоциональное отношение к пережитому, которое может отсут­ствовать в репродуктивном воображении. В этом плане характе­рен пример Б.М. Теплова, рассказавшего о мальчике 7—8 лет, ко­торый, описывая события Смутного времени и пострижение кня­зя Шуйского, сказал, что он сначала пошел в парикмахерскую, а затем был вынужден запереться в монастыре. Понятие «постри­жения в монахи», не знакомое ребенку, было в воображении заме­нено более знакомым образом стрижки в парикмахерской. Этот крайне наглядный пример иллюстрирует механику и менее ярких, но весьма распространенных ошибок при построении воображае­мых образов.


Глава 6. Когнитивные процессы 325

О связи воображения с мышлением уже говорилось достаточно подробно в предыдущем параграфе. Однако следует еще раз отме­тить, что воображение заменяет мышление в затруднительных слу­чаях при решении проблемньж ситуаций, помогая дополнить недо­стающие данные воображаемыми.

Творческое воображение, как и творческое мышление, связаны с креативностью, т.е. творчеством, стремлением к продуктивной деятельности, ставшей устойчивой чертой личности.

Выделяют образную и вербальную креативность, т.е. преимуще­ственную способность создавать новое в образном или словесном (вербальном) планах. Первой в онтогенезе проявляется образная креативность, которая до 7—8 лет существенно опережает вербаль­ную у всех детей. Ранее уже речь шла о работе Вертгеймера, дока­завшего сензитивность творческого мышления к схеме. Развитие креативности подтверждает этот факт, так как вербальный план в творчестве, как правило, не развивается, если ему не предшество­вал образно-схематический. У старших детей и взросльж появляют­ся уже индивидуальные склонности к виду творческой деятельно­сти, причем ее продуктивность редко бывает одинаково высокой в обоих планах.

Важным моментом является и несовпадение уровня креативно­сти с уровнем интеллекта, прежде всего с уровнем мышления. Как показали исследования, интеллект только до определенного уров­ня стимулирует развитие творчества, а высокоразвитое мышление (особенно словесно-логическое) может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального, результата. Более тесной явля­ется связь творческих способностей с памятью, а не с мышлением, при этом хорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: