Сензитивность (чувствительность) определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий необходима для возникновения какой-либо психической реакции человека.
Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (резкий тон, обидное слово, критическое замечание, резкий звук).
Активность свидетельствует о том, насколько энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность).
Пластичность характеризуется лёгкостью и гибкостью приспособления к внешним воздействиям.
Ригидность проявляется как инертность, затрудняющая приспособление к новым изменившимся условиям.
Темп реакции характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамика жестов, скорость реакций).
Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
|
|
Экстраверсия определяет, что психическая деятельность зависит от внешних воздействий.
Интроверсия характеризует зависимость психических реакций от внутренних раздражителей (образов, представлений, мыслей).
Сочетание перечисленных свойств и определяет характеристики классических типов Т.
ТИПЫ:
Сангвиник – быстрый темп, акт., подв., общит., вес., жизнерад., динамич., эмоц-неуст.; нетерпимый к однообр. жизни, ненадёжный, переменчивый.
Холерик – неуравн., импульс., возбуд., энерг., иниц., агрес., вспыльч., конфликт., не спос. довод. нач. дело, склон. к необдум. поступкам.
Флегматик – уравн., спок., усидч., трудолюб., надёжный, дисципл., настойч., медлит., нетерпим. к перемене обстан., всегда доводит дело до конца.
Меланхолик – впечат., эмоц., чувствит., застенч., молчал., медлит., стрем. к уедин., ранимый, избегает публич. деят.
Т.обр., в каждом Т. есть свои преимущ. и недостатки.
Вопрос 49. Дать психологическую характеристику воспитанникам разного типа темперамента. Раскрыть психологические особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками разных типов темперамента