Архитектура как источник дизайнерского творчества в костюме

В начале XX века стала проявляться тенденция к упрощению одежды, возврат к естественному силуэту. Использование мотивов исторической одежды в современном костюме наиболее целесообразно лишь тогда, когда есть совпадения с характером текущей моды. Исторический костюм как источник творчества дизайнеры используют в своих произведениях, создавая не только отдельные модели, но и целые коллекции. Каждая эпоха, стиль, культура непременным условием ставили обязательную связь между предметной средой, созданной человеком, и костюмом. Органическое единство костюма с окружающим миром предметов и архитектурой является стилевым признаком определенного исторического периода. Связь архитектуры и костюма находит свое выражение в единстве образного решения, похожести силуэта, схеме пропорционального внутреннего членения формы.

Процесс появления стилевого единства и в костюме, и в архитектуре позволяет использовать содержащийся в этом явлении принцип обратного действия – намеренного поиска форм костюма от архитектуры как от источника творчества. Костюм сопоставляют с архитектурой больше, чем с любым другим родом искусства, хотя ему присущи и живописные качества, и формообразующие качества скульптуры. В одежду мы «входим», как в архитектурное сооружение, она ограничивает наше тело. Неслучайно поэтому во всех исторических формах одежды усматриваются те же стилистические тенденции, что и в современных им архитектурных формах.

Костюм античной Греции развивался в соответствии с временными сменами трех архитектурных ордеров: дорического, ионического и коринфского – и отражал те же самые эстетические идеи. Архитекторы средневековья видели источник красоты и гармонии не в числовых пропорциях, а в сочетании и сопряжении сложных геометрических линий, объемов и цветовых контрастов. В средние века большое влияние на общественную и культурную жизнь оказывала религия. Церковные запреты и канонизация норм поведения отразились и на костюме. Отсюда появление стилизации и геометризации фигуры человека. Средневековый костюм положил начало развитию костюма-футляра, сильно стягивающего тело человека с целью отойти от его естественной формы и задать форму, придуманную художником.

В эпоху Возрождения костюм характеризуется некоторой приземистостью, статичной уравновешенностью, подчеркивающей спокойную величавость. Те же пропорции наблюдаются в архитектуре. Нет необходимости причудливо изгибать формы. Образцом красоты считается естественность. Стиль барокко, царивший в искусстве Европы XVII века, характеризует чрезмерная роскошь, помпезность и безмерная декоративность и в архитектуре, и в костюме. Одежда была настолько усложнена и перегружена деталями, что на первый взгляд невозможно было различить его отдельные части. Стиль рококо, пришедший на смену барокко в XVIII веке, утверждает костюм, не имеющий никакой связи с его утилитарной функцией. Основные черты стиля в архитектуре и костюме – утонченность, изящество, изысканная сложность форм и причудливость орнаментации.

Искусство XIX века характеризуется довольно частой сменяемостью стилевых направлений, каждое из которых несло в себе признаки разработанных ранее закономерностей. Появление новых материалов и технологий в конце столетия открыло небывалые перспективы как в градостроительстве, так и в производстве одежды. В это время сталкивались два противоположных направления – старое традиционное искусство, создаваемое кропотливым ремесленным трудом, и новое искусство, опирающееся на технический прогресс и промышленное производство.

Данный процесс нашел продолжение в искусстве ХХ века, которое начинается утверждением стиля «арт нуво». Стиль провозглашает строгую простоту, функциональность свободу в выборе новых форм, материалов и технологий. Архитекторы ищут новизну в использовании не применявшихся раньше материалов (сталь, бетон) и конструкций. Их творчеством руководят точность, тектоническая ясность, экономичность.

То же происходит и в искусстве создания костюма. Тело женщины освобождается от корсета, в моду входят новые формы, которые подчеркивают естественные пропорции человеческой фигуры. Критерием красоты костюма становится его функциональность, соответствие назначению. Простота формы и кроя, композиционная ясность.

Краткий экскурс в историю развития стилей в искусстве позволяет убедиться в тесной связи архитектуры и костюма. В этом явлении содержится и принцип обратного действия – целенаправленный поиск новых форм современного костюма через ассоциативную переработку архитектурных форм как источника творчества дизайнера костюма. Образные ассоциации, родившиеся в процессе тщательного отбора, могут быть основанием для создания новой формы костюма.

Произведения архитектуры привлекают внимание модельеров, которые черпают вдохновение из наследия зодчества разных времен и народов (русское деревянное зодчество, архитектура Ле Карбюзье, Гауди, величественные готические соборы и др.). Естественно, что примитивное копирование архитектурных форм и механическое перенесение их в формы одежды недопустимы. Обращение к архитектуре должно строиться на ассоциативной связи. Художник отбирает наиболее характерные линии, формы, пропорциональные членения здания, его тектонические и фактурные свойства. Приоритетное значение в ряду этих признаков имеют линии: контурные, внутренние, декоративные. Кривизна линий, разная степень их эмоциональной напряженности вызывают аналогию с линиями, которые могут стать линиями одежды (например, линия и конфигурация вытянутого прямоугольника, овала; отдельные фрагменты архитектурных сооружений – купол, арка). Например, купола древнерусских храмов могут подсказать художнику шлемовидную форму головных уборов. Линии арки, сами по себе являющиеся символами устойчивости проема и перекрытия, находят свое преломление в линиях широких плечевых и поясных одежд, полукруглых в своем силуэте. Линии в виде арки и линии, родственные ей, проявляются в композиции одежды достаточно многообразно, но имеют функцию скорее эмоциональную, чем тектоническую. Линии, которые дизайнер извлекает из архитектуры, должны нести эмоциональный заряд, т.е. они должны заключать в себе красоту, чтобы дизайнер, творчески переработав свое впечатление, мог найти красоту в одежде. Несмотря на разницу в материалах, задачах и масштабах, архитектура и костюм следуют схожим законам формообразования. Ассоциативную связь между архитектурным сооружением и костюмом можно также передать через цветовое решение.

9. Современные методы декорирования в костюме.!!!

Декор в костюме — это художественная система, совокупность украшающих его элементов, не имеющих практического значения. В утилитарном смысле декоративные элементы в одежде не являются обязательными, как, например, конструктивные. Они не делают костюм более удобным в эксплуатации, но при этом придают ему художественную ценность.

За тысячелетия развития костюма человечество изобрело бесчисленное множество приемов декорирования. Самыми популярными из них являются крашение, набойка (печатанье рисунка на ткань), различные техники росписи ткани (батик), художественное ткачество, вышивка, аппликация, печворк (составление декоративного полотна из различных лоскутов ткани), (соединение печворка с узорной стежкой), тиснение кожи, плетение и др.

При всем техническом разнообразии этих приемов украшения цель их применения одна — превратить, грубое домотканое полотно в художественное изделие, донести до зрителя определенную смысловую эстетическую информацию.

Особенно традиции крашения были распространены на Востоке. Так, Индия была родиной батика, а в Японии и Китае высокого мастерства достигла ручная свободная роспись шелковых тканей. В странах Ближнего Востока традиционным украшением ткани являлись многоцветные набойки - техника, при которой рисунок наносился на ткань посредством, оттиска узора, вырезанного на деревянной матрице.

Роспись, батик, набойка — декоративные техники, связанные с нанесением красителей на ткань без изменения ее фактуры. Ручная вышивка встречается в костюмах всех сословий — и простых крестьян, и богатых аристократов. Материалами для вышивки служили цветные шерстяные, хлопчатобумажные и шелковые нити, золотая и серебряная проволока, жемчуг, драгоценные камни, бисер, стеклярус и т. д.

Одной из самых актуальных идей для одежды считается декор изделий с помощью оборок. Жабо, которое используется не только на воротниках, но и украшает всю зону декольте, преобразовывать длинные рюши на платьях, как отдельный или накладной элемент. Кроме того жабо широко используется для декора подола платья или юбки из струящихся и легких материалов. Декорирования одежды кружевом, вышивкой и клепанием. Такие интересные идеи распространяются как на предметы нижнего гардероба, так и в преобразовании верхней одежды. Самой стильной идеей считается резка в одежде. Этот довольно простой метод декорирования и преобразования вещей позволяет обновлять даже самые невзрачные предметы гардероба.

10. «Эскиз- идея», «рабочий эскиз», «чистовой эскиз», «технический рисунок». На примерах поясните разницу этих понятий и сферы использования. Эскизирование — это графический этап работы ди­зайнера над проектированием модной формы одеж­ды. Существует несколько видов эскизов, каждый из которых имеет свои задачи и определяемую ими гра­фическую манеру с той или иной степенью подроб­ности детальной проработки.

Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий. Этап творческого поиска.

Эскиз-идея — это фаза, на которой сочетаются исследовательский и собственно творческий процесс; на основе критической оценки собственных предложений, формируются предложения по дальнейшему развитию темы.

Графическая часть работы над созданием костюма всегда начинается с выполнения фор-эскизов, или предварительных эскизов. Фор-эскиз — это выраже­ние первоначальных замыслов формы проектируемого изделия. В нем, как правило, достаточно точно определяются силуэт, пропорции, ритмическая организация частей и элементов будущей модели, а глав­ное — ее образность. Выполняются фор-эскизы быстро, легко, без при­вязки к конкретному материалу и уточнения конст­рукции изображаемой одежды. Этот вид эскизов является самым чувственным, живым и непосредственным изображением костюма. Иногда художник хочет в предварительном эскизе отобразить общий колорит, а также пластическое движение цветовых пятен будущей модели. Интересно, что при дальнейшей переработке идеи фор-эскиза в рабочие и даже в творческие эскизы зачастую утрачивается чувственность, легкость и красота рисунка. Вероятно, это происходит потому, что фор-эскиз «рождается» не путем терпеливого и подробного накапливания мелочей и частностей, не из сухого анализа, а из непосредственного чувства, эмоционального толчка, побудившего дизайнера взяться за выбранную тему коллекции.

Назначение творческого эскиза — не только выразить основную мысль автора, но и подробно рассказать о ней, о ее воплощении в конкретном материале, о том, как проектируемая одежда выглядит на человеке.

Творческий эскиз представляет собой уже довольно детальный рисунок, в котором художник решает характер и пластику всех формообразующих линий — силуэтных, конструктивных, декоративных. Кроме того, в этих эскизах намечается конструкция формы, общее цветовое решение, функциональная направленность модели. Другими словами, творческий эскиз несет в себе полную информацию о форме костюма во всех ее проявлениях. При этом он должен обладать достаточной художественной выразительностью.

Рабочий эскиз, дает зрителю полное представление о композиции разрабатываемой костюмной формы, а главное — о ее конструктивной основе. В рабочем, или как его еще называют конструктивном, эскизе подробно изображается конструктивная схема изделия: линии покроя и все членения, которые строят форму. Этот эскиз всегда ориентирован на ту или иную пластику материалов, из которых задуманная форма должна быть изготовлена.
Чтобы представление обо всех особенностях конструкции изображаемого костюма было как можно более полным, на рабочем эскизе изделие показывается, как правило, в различных ракурсах: вид спереди, сзади, иногда сбоку. Если модель имеет какие-нибудь сложные и оригинальные детали, они изображаются на конструктивном эскизе в виде укрупненных фрагментов и показываются фрагменты предполагаемых материалов. Рабочий эскиз дает полное представление о местонахождении и характере декоративной отделки, определяющей композиционный строй изделия. На эскизе художник поместил схему костюма со спины. Поясняющие надписи дают представление о тканях и прочих материалах, которые дизайнер планирует использовать для изготовления данной одежды. Обычно в правом верхнем углу эскиза прикрепляются небольшие образцы этих тканей. Подобный эскиз содержит необходимую информа­цию как для заказчика, так и для конструктора и технолога, призванных решить задачу создания костюма на техническом уровне.

Пользуясь условным «языком» эскиза, можно довольно эффектно преподнести совершен­но неинтересный костюм, поэтому нельзя только по графическому изображению признавать работу дизай­нера состоявшейся. Чтобы идея художника получила достойное воплощение в материале, необходим труд многих специалистов — конструкторов, технологов, портных и т. д.

Технический рисунок модели – графический рисунок, включающий вид спереди, сзади и сбоку. Технический рисунок строится на аналитических данных о строении фигуры и характеристиках формообразующих средств модели – объёма, массивности, гармоничности и пропорциональности

Понятие о техническом рисунке При построении костюма на фигуре учитывают объём костюма в целом и отдельных его частей. Цвет, фактура и свойства материалов делают костюм или более тяжелым, или более легким. Темные тона зрительно уменьшают объем, делают его тяжелым, светлые тона увеличивают объем, делают его более легким. Гармония выражается в соразмерности и соподчиненности всех элементов костюма и его формы с размерами, пропорциями фигуры и обликом человека. Пропорциональность между формой костюма и фигурой человека – основное требование технического рисунка. Точное взаимное расположение и соотношение частей костюма и участков тела делают костюм конструктивным, т.е. более полно и убедительно выявляют истинный замысел художника по костюму.

Профессиональный технический рисунок это – грамотные пропорции, выверенная линия, умение показать форму, фактуру и пластику костюма на модели - умение воплотить художественный замысел в рисунке, сделать его понятным, читаемым и профессионально грамотным


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: