Тема: Костюм в Древнем Риме

По предмету: История стилей в костюме

Лекция

Древний Рим, как и Древняя Греция, - античная средиземноморская цивилизация, охватывавшая первоначально только Апеннинский полуостров, а затем огромные территории на Западе и Востоке, в том числе и Грецию, став­шую ее культурной провинцией - Ахайей. Именно у Греции позаимствовал молодой Рим мифологию, перенял многое в культуре, искусстве, манере но­шения одежды. Даже прически римлян первоначально напоминали греческие.

Рим многое взял от греческой культуры, но обогатил и развил ее основы; многое римляне изобрели сами. Для римской архитектуры характерен практи­цизм. Римляне развили саму систему построения архитектурных сооружений, изобрели арки и своды, придумали ротонды.

Римский скульптурный портрет - это не идеализация героя, а образ харак­терный, реальный, иногда несколько приземленный. Расцвет скульптурного портрета приходится на II в. н.э.

Несмотря на практическое мировоззрение, римляне создали такие шедевры архитектуры, как Алтарь мира, Пантеон, Колизей и др.

Шедеврами изобразительного искусства являются прекрасные образцы рим­ской скульптуры и росписи Помпеи, памятники материальной культуры.

Периоды развития:

1. Период Республики (III - I вв. до н.э.).

11. Период Империи (I - V вв.).

Идеал красоты. Римский идеал красоты отличается от греческого, подобно тому, как мировоззрение римлян во многом контрастирует с греческим. Захват­ническая политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима способствовали выработке такого идеала мужчины: суровый, выносливый, креп­кого телосложения. Женщина считалась красивой, если имела величавую осан­ку, плавную походку, широкие бедра, узкие плечи и маленькую грудь.

Виды и формы одежды. Текстиль. Римская одежда была накладной (туника, пенула) и драпирующейся (тога, палла, хламида, лацерна, полудаментум). Она несколько напоминала греческую, однако была более Изящной, изысканно ­торжественной. «Греческим рококо» называют римскую одежду. Способы ношения ее, особенно тоги, не позволяли передвигаться быстро и придавали походке величавую медлительность. Парадным цветом одежды был белый. Рас­пространенный в те времена текстиль - шерсть, лен. Популярные цвета в одеж­де - желтый, охра, коричневый, различные оттенки пурпурного. Безукориз­ненность драпировки и некоторая театральность в движениях считались вер­хом изящества. Орнаменты, которыми отделывали одежду, напоминали гре­ческие растительные, меандр и критскую волну.

В позднем Риме под влиянием христианства распространилась накладная одежда в виде длинного платья: у женщин - широкая стола, у мужчин длинный далматик (далматика). Тяже­лые плотные крупноузорчатые визан­тийские материалы и легкие тонкие шелка с Востока сменили традиционные лен и шерсть. Использовали также полушелк. Восточный шелк был доро­гим, поэтому привозной шелк распус­кали и из его нитей в сочетании с льняными или шерстяными ткали полушелк.

Мужская одежда. В период Респуб­лики мужская одежда состояла из льня­ной туники и шерстяной тоги. Сначала тога, представляла собой прямоугольный или полукруглый кусок ткани, драпировавшийся наподобие греческого ги­матия. Туника - переродив­шийся греческий хитон - обычно име­ла короткие рукава и длину до колена. Она называлась колобиум.

В богатом, пресыщенном Риме клас­совые противоречия были резко выра­жены и проявились в одежде и даже в обуви. Знать носила тунику таларис с длинными узкими рукавами. А туника сенатора, например, имела на груди и спине широкую пурпурную полосу, туника всадника - две узких. Полководец, победитель носил тунику, вышитую золотыми пальмовыми ветвями, а поверх нее пурпурный плащ полудаментум. Это была исключительно дорогая, даже драгоценная одежда, так как краситель пурпур и шелк с одноименным названием были необычайно дорогими, продавались на вес золо­та. Они имели очень богатую гамму оттенков; наиболее красивым считался фио­летово-красный цвет. Нижняя, нательная туника-интима не имела знаков различия.

Верхней одеждой была тога. После завоевания Гре­ции в Риме стали носить также и гиматий. Однако тога была излюбленным одеянием римлян. Способы ее драпирования были строго канонизированы, хотя и многообразны, а кусок ткани был не прямоугольным, а эллипсовидным или овальным, что и способствовало образованию каскада изысканных, плавных, полукруглых, ниспадающих складок. Конец тоги перебрасывался 9:е­рез левую руку и висел отвесно.

Красиво задрапированная, белоснежная тога придавала царственность ее владельцу. Она превратилась в национальную одежду римлян, приобрела церемониальный характер, придавала мужскому облику торжественность, симво­лизировала зрелость. Молодой человек надевал ее в торжественной обстанов­ке, и это означало, что он получил права римского гражданина.

Размеры тоги были различными. В период Империи чаще всего ткали тогу размером 5,6 х 2 м. Тога была не сшивной, а ткалась цельным куском.

Иностранцы, изгнанники и рабы не имели права носить тогу. В отделке тоги были знаки социального различия. Например, высокие должностные лица носили тогу с пурпурной полосой. Драпировать тогу было очень труд­но. Обычно римлянину помогали это делать раб или жена. При классичес­ком варианте драпированной тоги получались две красивые овальные повто­ряющие друг друга драпировки - синус и расположенная выше умбо.

Другими видами верхней мужской одежды были плащи из прямоугольных и полукруглых кусков ткани. Наиболее популярными из них считались полудаментум - широкий, длинный, полукруглый плащ и хламида из небольшого прямоугольного куска ткани, который скреплялся не на плече, как у греков, а на середине груди под шеей (и лишь иногда на плече). Носили также лацер­ну - плащ типа хламиды, но из более дорогой ткани, затканной золотом и серебром.

В позднем Риме тунику сменил далматик (далматика) из тяжелого плотного шелка или другой ткани - длинное глухое полу облегающее платье с длинны­ми цельнокроеными рукавами, а вместо тоги стали носить различные варианты пенулы - накидки косого кроя с отверстием для головы, с капюшоном или без него. Пенула издавна существовала в Риме как одежда пастухов. Ее надевали также, отправляясь в путешествие. В позднем Риме пену­ла стала популярной верхней одеждой широких слоев населения. Носили ее обычно неподпоясанной.

Женская одежда. Женщины носили на теле тунику-интиму, на которую на­девали тунику с плиссированной или сборчатой оборкой инститой по краю подола. 'Такая верхняя туника называлась стола. Она была без рукавов либо имела короткие рукава в том случае, когда интима имела длин­ные рукава. Если надевалась интима без рукавов, то стола была с длинными рукавами. Сверху надевалась накидка палла из прямоугольного куска ткани, несшая такие же функции, как тога у мужчин, однако имевшая меньшие раз­меры и драпировавшаяся по-другому. Общим было то, что, как и в тоге, край паллы набрасывался на голову.

Римлянки носили также такой вид белья, как строфиум, маммиларе (род бюстгальтера), с помощью которого как бы уплощали грудь, так как малень­кая грудь считалась красивой.

В позднем Риме стола стала свободной и глухой, с широкими рукавами и без оборки по низу. Под нее надевалась более узкая туника с узкими длинными рукавами, а поверх - пенула с капюшоном, сменившая паллу, либо мафорий (покрывало, платок).

Дорогие и очень декоративные шелка, обилие украшений и драгоценно­стей, обязательное ношение обуви - все это говорило о богатстве и пресы­щенности Рима.

Обувь. Ношение обуви в Риме было распространено. Она, как и одежда, отражала социальное положение ее владельца. Существовала обувь консулов, сенаторов, обувь для посещения сената, обувь для воинов- каллига, а также различные варианты санда­лий.

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Основные типы головных уборов были позаимствованы римлянами у греков. Так же как и греки, римля­не редко надевали их. Это были шляпы и шапки из фетра, кожи, соломы, волокон растений. Жрецы полностью покрывали головы. Довольно часто женщины набрасывали на голову край паллы, так же как и мужчины накрывали голову краем тоги. Головы победителей украшали венка­ми из дуба, лавра, мирта, плюща, фиалок и искусственных цветов, а также из золота. Воины носили шлемы из кожи или металла.

Мужские прически представляли собой стрижки из недлинных и легко подвитых волос с челкой на лбу. До зрелого возраста мужчины брили лица. В период Империи прически делались из завитых волос.

Примером может служить прическа Каракаллы. Рабы - тонсорес - выполняли разные прически, в том числе горячую завивку и холодную укладку.

Женские прически выполнялись из длинных волос и первоначально напо­минали греческие. Лента витта на голове означала, что женщина - матрона, хозяйка дома. Гетеры не имели права носить витту.

Было два вида женских причесок: с плетениями из кос и с за­вивкой волнами. Прическа Ливии (жены Августа) имела валик надолбом - нодус. Были и другие прически с валиком. При­чески постепенно увеличивались в высоту, при этом использовались прово­лочные каркасы и накладные волосы. Очень ценились светлые волосы.

В богатых римских домах любили украшения. Мужчин украшали перстни, пряжки, детей аристократов - круглые медальоны-буллы. Богатые римлянки носили много украшений. Особенно на голове. Это были сеточки из золотых нитей, булавки, гребни, шпильки из золота, серебра и ценных пород дерева с инкрустацией из полудрагоценных камней, диадемы с чеканкой и др. Кольца носили по нескольку на каждом пальце.

Бани - термы - были местом, где римлян обслуживали рабы (тонсорос и косметы), которые делали массаж, втирали в кожу различные ароматические масла. Каждая богатая патрицианка имела ларец «женский мир» С полным набором косметики. Женщины белились и румянились (с помощью охры и дрожжей), подводили глаза и брови сажей, пользовались средствами от морщин, а также пахучими мазями, например телиумом из цедры апельсина и оливково­го масла.

Связь костюма с архитектурой. Для костюма и архитектуры характерна общ­ность подхода к трактовке образа: пышность, роскошь, помпезность, церемониальность. Пышность одежды соответствует роскоши, торжественности, па­радности архитектурных сооружений. Это было созвучно мировоззрению и ха­рактеру людей, живших в пресыщенном и богатом Риме.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные элементы, из которых состоит костюм римлянина.

2. Назовите основные элементы, из которых состоит костюм римлянки.

3. Какие виды текстиля использовались в Риме для изготовления одежды?

4. Носили ли женщины Древнего Рима тогу?

5. Были ли классовые различия в костюме римлян? _

6. Какова была женская одежда позднего Рима? Из каких элементов она состояла?

7. Какова была мужская одежда позднего Рима? Из каких элементов она состояла?

8. Какие ткани пришли в костюм римлян из восточных стран?

9. Какая цветовая гамма была наиболее популярной в одежде римлян?

10. Каким был идеал женской красоты в Древнем Риме периода Империи?

11. Какую тунику носил полководец-победитель в Риме?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: