double arrow

Функции государства в сфере науки, образования культуры. Их изменение и особенности в государствах различных типов


Функция развития культуры, науки и образования сложилась вместо ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней нынешняя функция развития культуры, науки и образования базируется на признании Конституцией Российской Федерации (ст. 13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции “каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания”, охрана интеллектуальной собственности.

Содержание этой функции сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

В содержание данной функции входят также: государственная поддержка развития науки, ее естественной интеграции в новые рыночные условия; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных школ и направлений; поддержка приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий; эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшего образования; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.




Правовую основу осуществления данной функции составляют Основы законодательства РФ о культуре. Закон РФ “Об образовании” (с изменениями и дополнениями), указы Президента Российской Федерации “О государственной поддержке Российского фонда культуры”, “О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений РФ” и др.

Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме (см. схему 8).

В последние десятилетия многие передовые государ­ства мира активно осуществляют функцию развития науч­но-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государ­ственной основе. Это вызвано тем, что современные масш­табы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязан­ность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоре­тическим исследованиям.



Можно выделить и культурно-воспитательную функцию. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизма, уважения к историческому прошлому непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.







Сейчас читают про: