В отечественной и зарубежной практике исследований дорожного движения известно множество методов, начиная от простейших и кончая использованием специальных ходовых лабораторий. Использование АСУД позволяет собирать и обрабатывать обширную информацию о состоянии транспортных потоков.
Однако, для решения отдельных оперативных задач организации движения необходимы более простые способы исследования с участием человека-наблюдателя.
Основные методы исследования дорожного движения подразделяются на:
1. Документальное изучение;
2. Натуральные исследования;
3. Моделирование движения.
В свою очередь документальное изучение может основываться на:
1. Анализе плановых и отчетных данных о перевозках;
2. Анкетных исследованиях;
3. Анализе статистических материалов о ДТП;
4. Изучении проектно-технической документации УДС.
Натуральные исследования включают в себя:
1. Обследование дорожных условий;
2. Исследование транспортных и пешеходных потоков на стационарных постах и с помощью подвижных средств.
Документальное изучение можно осуществлять обработкой существующих, предназначенных для других целей материалов. Примером может служить анализ материалов, характеризующих работу маршрутного пассажирского транспорта, которые можно получить в соответствующем автопредприятии. По ним можно составить характеристики движения подвижного состава в различные периоды суток.
Иногда материалы о размерах и характере перевозок собирают путем анкетного обследования.
Расстояние перевозок определяют по фактическим маршрутам, соответствующим имеющейся УДС.
Анализ данных о ДТП позволяет дать обобщенную характеристику причин и условий их возникновения, а также выявить очаги концентрации ДТП.
Анализ проектной документации по УДС дает возможность выявить характеристику дороги (ширина, число полос, радиусы закругления и т.д.).
Документальные данные могут уточняться натуральным обследованием.
Натуральные исследования заключаются в фиксации конкретных условий и показателей дорожного движения, происходящего в течение заданного периода времени.
Они являются единственным способом получения достоверной информации о состоянии дорог и характеристике транспортных и пешеходных потоков.
Натурные исследования подразделяются на две группы:
- изучение на стационарных постах;
- изучение пространственных и пространственно-временных параметров дорожного движения с помощью ходовой лаборатории, оснащенной современными измерительными средствами.
Натурные исследования дорожного движения осуществляются пассивными или активными методами.
При пассивном методе фиксируется лишь фактически сложившийся режим движения (наблюдатель не вмешивается в процесс движения). Во многих случаях необходим активный эксперимент, когда требуется проверить эффективность различных мероприятий, улучшающих организацию дорожного движения.
Использование метода планирования эксперимента может существенно повысить результативность натурных исследований.