double arrow

Местоимение

Местоимение – это часть речи, включающая слова, которые указывают на предметы, признаки, количество или порядок по счёту, но не называет их, например: она, кто-то, другой, свой, этот, сколько и т.д.

1. Личное местоимение обычно указывает на употребленное ранее существительное. При этом может возникнуть ошибочное осмысление местоимения, порой создающее комический эффект: Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась (голова, старушка, подушка или гроза?).В таких случаях не надо бояться неизбежной тавтологии: это лучше, чем неточная передача смысла: Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока гроза не кончилась. Ещё примеры: Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому (мяч или вратаря?); Самый правильный способ собирать налоги – брать с богатых больше, а с бедных меньше, а ещё лучше – совсем оставить их в покое (бедных или тех и других?); Озябшая девушка прижалась к печке – она была жарко натоплена (печка или девушка?).Эти неточные высказывания можно исправить, например, так: Не удержал мяч вратарь, но забить гол было некому; Самый правильный способ собирать налоги – брать с богатых больше, а с бедных меньше, а ещё лучше – совсем ничего; Озябшая девушка прижалась к жарко натопленной печке.

Неверное осмысление может вызвать введение в текст местоимения при отсутствии существительного, которое местоимение замещает: Он хотел пойти и во всём сознаться, а он сказал, что расправится с ним, если он всё расскажет. Местоимения здесь необходимо заменить существительными и откорректировать предложение, например, так: Мишка хотел пойти и во всём сознаться, а Григорий Матвеевич пригрозил ему расправой.

2. Притяжательное местоимение свой (своя, свои) всегда указывает на лицо, производящее действие. Несоблюдение этого правила приводит к речевой ошибке, искажает смысл высказывания: Петя вывел Джека на прогулку со своими медалями; Врач попросил больного взять из лаборатории свой анализ крови. Заместителя Главы администрации и его помощника работники милиции задержали с поличным в разгар рабочего дня в своих рабочих кабинетах. В этих примерах местоимение свой требуется заменить: Петя вывел Джека на прогулку с его медалями; Врач попросил больного взять из лаборатории его анализ крови; Заместителя Главы администрации и его помощника работники милиции задержали с поличным в разгар рабочего дня в их рабочих кабинетах. А в предложениях: Никогда за всю свою жизнь мне не было так холодно; Классный руководитель проводил ученицу до своего дома – местоимение вообще излишне: Никогда мне не было так холодно; Классный руководитель проводил ученицу до дома.

3. Избыточность при употреблении местоимения возникает довольно часто: Перед своей смертью больная исповедалась; «Колдрекс» помогает справиться с вашей простудой; Поздравляем вас с Вашим юбилеем. Надо: Перед смертью больная исповедалась; «Колдрекс» помогает справиться с простудой; Поздравляем Вас с юбилеем!

4. Неопределенное местоимение нечто употребляется с прилагательным только именительного и винительного падежей: Случилось нечто непредвиденное. Мы покажем Вам нечто загадочное. Неверно: Я расскажу вам о нечто интересном (надо: Я расскажу вам нечто интересное или Я расскажу вам о чем-то интересном); Я ожидала нечто большего (надо: Я ожидала чего-то большего).

5. Не всегда в нашей речи местоимение согласуется с замещаемым существительным. Такие случаи требуют исправления: Когда в институт приходит новое пополнение, мы видим, насколько различен уровень их подготовки (надо: Когда в институт приходят новые студенты (или первокурсники ), мы видим, насколько различен уровень их подготовки); Лермонтов ставит перед собой задачу показать, какова же судьба молодёжи, какие настроения типичны для них (надо: для неё ); Государство отыгралось на беззащитных, потому что Пастернака трогать они не могли. В последнем примере из-за несогласованности местоимения с замещаемым существительным искажается смысл высказывания: они «читается» в значении беззащитные. Надо: Государство отыгралось на беззащитных, потому что Пастернака трогать оно не могло.

6. Наконец, хотелось бы напомнить одно правило вежливости. О присутствующихне говорят он, она, они, этот, эта, этот вот, эта вот и т.п.. Это неприлично.

Г лагол

Глагол – это часть речи со значением действия или состояния, выражающая эти значения с помощью категорий времени, вида, залога, лица, наклонения. Глагол может называть конкретное действие (трясти, пилить, точить), перемещение в пространстве (бегать, плавать, лазить), физическое и душевное состояние (дышать, страдать, волноваться), деятельность органов чувств (слышать, нюхать).

1. В речи встречаются ошибки в образовании глагольных форм времени и наклонения:

1) Время глагола выражает отношение действия к моменту речи: настоящее время – совпадение действия с моментом речи (делает), прошедшее время – совершение действия до момента речи (делал, сделал), будущее время – совершение действия после момента речи (сделает, будет делать). Лицо глагола указывает на то, кто производит действие: сам говорящий или говорящий с другими (1-е лицо: делаю, делаем), собеседник или собеседник с другими (2-е лицо: делаешь, делаете), кто-то, кто не участвует в коммуникации (3-е лицо: делает, делают).

Группа глаголов не имеетформы1 лица настоящего и/или будущего (простого) времени: грезить, дерзить, победить, убедить, ощутить, чудить. Эти глаголы следует заменять синонимами или синонимичными оборотами, например: не грезю, а мечтаю; не дерзю, а веду себя (выражаюсь) дерзко, грублю; не победю, а одержу победу, выиграю; не убедю, а докажу, не ощутю или ощущу, а почувствую; не чудю, а дурачусь, паясничаю и т.п. Тот или иной вариант зависит от контекста и стиля высказывания.

2) Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности; реально существующее действие выражает глагол изъявительного наклонения (делал, делает), возможное или желаемое действие – глагол сослагательного наклонения (делал бы), побуждение к действию – глагол повелительного наклонения (сделай).

Глаголы хотеть, жаждать, видеть, слышать, мочь, ехать, не имеют формы повелительного наклонения. Их также надо заменять глаголами-синонимами, употребляющимися в повелительном наклонении, например: не хоти, а желай, не видь, а смотри, не слышь, а послушай, не моги, а умей, постарайся, попытайся, не ехай или едь, а поезжай или съезди.

2. Нередки ошибки в употреблении форм времени, например: У слона имелся хобот. Прошедшее время здесь неуместно; надо, например: У слона есть хобот или: У слона - хобот. В предложении: Героиня романа полюбила парня и бежит с ним из дома, где влачит жалкое существование – возникает смысловая путаница из-за неточного употребления форм глаголов. Здесь все глаголы должны стоять в форме прошедшего времени: Героиня романа полюбила парня и бежала с ним из дома, где влачила жалкое существование. Необходимо исправить временной разнобой и в предложениях: Когда спектакль закончился, все артисты вышли на сцену и кланяются; Гель поможет снять зуд от укусов комаров и приятно освежает кожу. Например, так: Когда спектакль закончился, все артисты вышли на поклон; Гель поможет снять зуд от укусов комаров и приятно освежит кожу.

3. Употребление форм вида также может вызывать сомнения. Вид глагола выражает различия в протекании действия: глаголы совершенного вида обозначают ограниченное в своём протекании действие (сделает, сделал), глаголы несовершенного вида – действие в процессе его протекания (делал, делает, будет делать), т.е. не достигшее предела. Ошибка заключается в неоправданном употреблении несовершенного вида вместо совершенного и наоборот, например: Дивизия получила приказ переправляться на другой берег (надо: переправиться, т.к. переправа должна быть завершена). В предложении: Чуткий художник, Тургенев откликался на все события окружающей жизни и отметил только зарождающиеся в ней явления – нужно устранить видовой разнобой глаголов: Чуткий художник, Тургенев откликался на все события окружающей жизни и отмечал только зарождающиеся в ней явления.

Необходимо также заметить, что образование формы совершенного вида у ряда глаголов рекомендуется в форме: обеспокоивать (не обеспокаивать), обусловливать (обуславливать – только в разговорной речи), подытоживать (не подытаживать), узаконивать (не узаканивать), уполномочивать (не уполномачивать), сосредоточивать (сосредотачивать – в разговорной речи), но: разравнивать, одалживать, успокаивать.

4. В употреблении формы сослагательного наклонения встречается лишнее бы, например: Если б я был бы богатым, то приобрел бы яхту и отправился в путешествие. Надо: Если б я был богатым, то приобрел бы яхту и отправился в путешествие.

5. При образовании возвратных глаголов благодаря присоединению постфикса -ся появляется дополнительный оттенок значения: возвращение действия на субъект, интенсивность действия и др. Это необходимо учитывать, иначе может исказиться смысл высказывания: Молодой солдат даже не успел зачислиться в списки. Надо: Молодого солдата даже не успели зачислить в списки.

Обратим внимание на то, что возвратность может изменять форму залога. Глагол, выражающий действие, совершаемое субъектом, – действительного залога, действие, совершаемое над субъектом, – страдательного. Здесь тоже возможны ошибки: Небо охватывается (страд. зал.) заревом. Надо: Небо охватывает (дейст. зал.) зарево.

Напомним также, что употребление играться вместо играть и убираться вместо убирать создает просторечную окраску, а значит, ненормативно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: