Музыкальные способности

Способность – одно из наиболее общих психологических понятий. Л.С. Выготский понимал под ним сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности. Способность возникает только в процессе деятельности. Вне деятельности – склонности и задатки.

Также под способностью понимают индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого, которые имеют отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности или многим видам деятельности.

Согласно установившейся в психологии тенденции понятие одаренности рассматривается главным образом, как понятие количественное. Качественный подход к ней ограничивается тем, что выясняется, о какой именно одаренности идет речь: общей или специальной. С количественным подходом к проблеме одаренности связан ряд факторов: наследственные, физические, генетические, среда, учителя и т.д.

Музыкальные способности – относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств человека, обусловливающие восприятие исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки.

В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные проявляющиеся индивидуальные способности называются музыкальной одаренностью.

Музыкальностью называют индивидуально-психическую характеристику личности, которая выражается в интуитивной глубине и тонкости эмоционального переживания смысла музыки, способности передавать его в интонировании, исполнительской интерпретации. С психологической точки зрения одаренность шире музыкальности, т.к. включает в себя немузыкальные свойства личности: активность воображения, богатство зрительных образов и их связь со слуховой сферой.

Когда мы говорим о музыкальных способностях, то имеем в виду обычно «количественный» аспект. Понятие «музыкальность» отражает «качественный аспект», психологическое взаимодействие человека и музыки.

Характерные признаки музыкальности:

– раннее проявление музыкального слуха;

– наличие устойчивой потребности и избирательности в музыкальных впечатлениях;

– не привитая педагогами выразительность исполнения.

Людей, обладающих музыкальностью, гораздо больше, чем музыкально-одаренных. Точно так же не следует отождествлять понятие «музыкальность» и «музыкальный талант». Человек может быть музыкальным, но не обладать талантом музыканта.

В некоторых случаях музыкальность может выполнять ограниченные музыкальные функции музыканта-инструменталиста. Музыкальность поддается развитию, но на основе уже проявившихся в той или иной форме и признаков. Она формируется и развивается только в конкретной деятельности человека. У разных людей разная музыкальность, как и у музыкантов разных специальностей.

Задатками в психологии называют врожденные анатомо- физиологические особенности человека (свойства органов чувств, движение высшей нервной деятельности и т.д.), имеющие важное значение для развития способностей. Задатки многозначны: на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, которые предъявляются человеку в процессе освоения какой-либо деятельности. В задатках всегда сочетаются факторы наследственные, врожденные, возрастные и социокультурные, которые трудно отделить друг от друга. В развитии задатков взаимодействуют процессы биологического созревания, воздействия среды, особенности работы органов чувств и движение при выполнении деятельности.

В практике отбора учеников для профессионального музыкального обучения задатками часто считают высокую степень развития самых элементарных способностей (слуха, ладового чувства, ритма, памяти и т.д.). Их оценивают как отсутствие дефектов. Но предпосылками для профессионального обучения являются: особенности анатомического строения, некоторые свойства мышечной ткани органов движения, свойства высшей нервной деятельности (в первую очередь скорость и тонкость психических реакций), некоторые особенности аналитической и психомоторной деятельности.

Под способностями в психологии понимаются такие индивидуально-психологические особенности (свойства) личности, которые создают возможность успешного выполнения какой-либо определенной деятельности. Причем чрезвычайно важно, что эта возможность определяется не отдельными способностями, а их качественно своеобразным сочетанием, которое называют одаренностью. Фундаментом музыкальной одаренности является музыкальность – качественно своеобразный комплекс музыкальных способностей, от которого зависит успешность любого вида музыкальной деятельности. Музыкальность проявляется в переживании человеком музыки как понятного языка, несущего художественное содержание. «Абсолютная немузыкальность (если такое вообще возможно) должна характеризоваться тем, что музыка переживается просто как звуки, ничего решительно не выражающие», – писал известный исследователь музыкальных способностей Б.М. Теплов.

Музыкальные способности определяются интонационной природой музыкального искусства и поэтому имеют слухо-двигательную, эмоционально-выразительную основу. Они очень тесно связаны с другими сенсорными и общими интеллектуальными способностями человека.

Богатство этих взаимосвязей и создает высокий уровень музыкальной одаренности личности. Музыкально одаренный человек, – будь он композитором, исполнителем или понимающим слушателем, – кроме развитых музыкальных способностей должен обладать широкой общей культурой, быть человеком большого ума и большого чувства. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам, но обусловливают быстроту и легкость их приобретения.

Задатки к музыкальной деятельности, более или менее выраженные, есть у всех здоровых людей. Многочисленные наблюдения ученых и педагогов-практиков подтверждают, что музыкальность ребенка зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но в то же время является результатом целенаправленного развивающего обучения. Очень важным для музыкальной педагогики представляется вывод Б.М. Теплова о качественной, а не количественной сущности проблемы музыкальности учащегося. Для понимания сущности музыкальности как целостной системы музыкальных способностей необходимо учитывать их компенсаторные свойства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: