Тема 11. Психологическая характеристика зрелого возраста

» Задание 1. Каковы были основания для включения изучения пси­хологии зрелого возраста в предмет психологии развития?

Психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста.

Задание 2. Опишите роль кризиса середины жизни в развитии лич­ности в зрелом возрасте.

Этот кризис переживается людьми в районе 40-45 лет: он заключается в переоценке всего, что было достигнуто в жизни к этому времени. Человек нередко отвергает или разрушает то, чего добивался годами, во что вкладывал немало сил. Либо человек начинает остро переживать свою несостоятельность: как правило, к сорока годам осознается расхождение между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то сорок лет – это время исполнения обещаний, данных когда-то давно.

Острота этого кризиса зависит от нескольких факторов. Люди амбициозные, с высоким уровнем притязаний переживают кризис середины жизни острее других. Но важнее всего то, насколько был разрешен предыдущий кризис – тридцатилетия. Многие пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелости – и именно это служит причиной неврозов. Ведь к сорока годам начинается заметное убывание физических сил, снижение жизненной энергии, уменьшение сексуальной привлекательности.

Меняются социальные роли: если до определенного момента человек (при всей своей самостоятельности) осознавал себя ребенком своих родителей, то к этому моменту родители у многих умирают, становятся беспомощными.

Приходит осознание того, что и собственная жизнь проходит: жизнь перестала выдавать кредиты под будущее. Одним тяжело от понимания того, что всех вершин все равно не покорить. Другие страдают от боязни не проявить себя в чем-то важном, остаться нереализованными, считают, что жизнь дает им последний шанс: именно во время кризиса середины жизни люди отчаиваются на неожиданные поступки, которые окружающие характеризуют как «седина в бороду – бес в ребро».

Успешное разрешение кризиса означает переход к зрелости, к определенной жизненной мудрости; формирует у человека стремление к продуктивности, к заботе о следующем поколении, мысли о своем вкладе в то, что происходит на земле.

Если кризис не разрешен, вероятен застой, сопровождаемый чувством опустошения. Человек может начать потакать своим прихотям, считать, что рост и развитие их остановились, и представлять оставшуюся жизнь в виде гигантской черной дыры.

Кризис середины жизни легко может стать плацдармом для нового взлета, так называемого второго пика жизненной активности. Он способствовал становлению многих великих людей. Гоген начал карьеру художника в 39 лет, после того, как бросил свою работу в банке. Для Гете путешествие по Италии, предпринятое между 37 и 39 годами, полностью поменяло состояние души, что сказалось и на его произведениях. Микеланджело в критическом возрасте изменил стиль и качество своих работ. И мы знаем много таких примеров – одни из науки или предпринимательства идут в политику, другие начинают заниматься благотворительностью, третьи искусством и т.д.

Задание 3. Опишите социальные факторы и психологические ха­рактеристики, помогающие человеку достичь «акме».

Выделяется ряд факторов, помогающих или мешающих достижению акме человеком:
— социальные макрофакторы (социально-экономические условия современного ему общества, конкретно-историческое время его жизни, социальная принадлежность, конкретная социальная ситуация, возраст человека, его пол);
— социальные микрофакторы (семья, школа, другие учебные заведения, производственный коллектив, влияние отдельных членов семьи, учителей, круг общения);
— фактор саморазвития — собственная работа человека над собой, непрерывная активность внутреннего мира.

Задание 4. Опишите особенности динамики познавательных функ­ций в зрелом возрасте.

Заметные изменения в познавательной деятельности Функционирование динамического интеллекта (необходимых для освоения новых способностей), которое достигло пика в период юности, постепенно снижается. Однако повышается функция кристаллизованного (стабилизированного) интеллекта, проявляющееся в способностях устанавливать связи, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии. Эти способности формируются с опытом, оговариваются уровнем образования, опираются на приобретенные в течение длительного времени знания. Все это свидетельствует, что в зрелом взрослом возрасте одним из важных фактор ей, который влияет на познание, есть богатство жизненного опыта.

На развитие когнитивных навыков в зрелом взрослом возрасте влияет труд. Люди, чья трудовая деятельность является достаточно сложной и разноплановой, имеют гибкие умственные способности, чем занятые рутинной работой. Высоким уровнем интеллектуальной гибкости отмечаются взрослые, которым в процессе работы часто приходится много думать, проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения.

Тем, кто имеет необходимые для овладения новыми знаниями, выполнение сложной работы когнитивные навыки, легче приспособиться к меняющимся условиям труда (изменения технологии, организации производства и т.п.) Это особенно важно в сферах деятельности, в которых динамично меняются профессиональные знания (медицина, компьютерные технологии, техническое конструирование и т.д.).

В период зрелой взрослости человек активно расширяет свои знания, оценивает события и информацию в широком контексте. Несмотря на снижение скорости и точности обработки информации, что является следствием биологических изменений, способность пользоваться информацией остается на высоком уровне. Хотя когнитивные процессы у человека зрелого возраста происходят медленнее, чем у молодого, эффективность его мышления выше..

Задание 5. Опишите принцип гетерохронности в разви­тии познавательных функций в зрелом возрасте.

Согласно закону гетерохронности развитие взрослого человека сочетает в себе разные процессы становления: нарастание продуктивности одних психических функций, понижение работоспособности других и стабилизацию уровней функционирования третьих.

Чувствительность к различным длинам волн (цветоразличение) и звукам различных частот (громкостная чувствительность) изменяется у человека неравномерно.

В то время, когда сенсорно-перцептивные функции, и прежде всего различные виды абсолютной чувствительности, постепенно снижают свой функциональный уровень, происходит прогрессивное развитие вербальных функций, которые именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня после 40-45 лет.

Гетерохронность проявляется и в период геронтогенеза. Исследования функционирования интеллекта в зрелом и пожилом возрасте подтвердили существование предела интеллектуального развития, а также установили, когда может начаться снижение как наивысших результатов развития, так и его темпа. Причем словарные тесты показывают очень слабые изменения или даже их отсутствие, а тесты на скорость, визуальное восприятие и пространственные соотношения — самые резкие снижения результатов, связанные с возрастом.

В качестве основного сенсибилизирующего фактора, влияющего на особенности функционирования отдельных психических процессов в процессе онтогенеза, выступает трудовая деятельность, практический опыт, образование и тренированность. Кроме того, у более одаренных людей интеллектуальные функции характеризуются более длительным прогрессом и замедлением инволюционных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: