В развитии ребенка и становлении его как личности огромное значение имеют не только возрастные, но и индивидуально-типологические черты.
Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств характеризующих человека со стороны его динамических особенностей.
Различия в темпераменте – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности.
Среди особенностей высшей нервной деятельности особого внимания заслуживают основные признаки (по Павлову) сил, у аравновешностьан, подвижность. В соответствии этих признаков выделяют 4 типа нервной системы, которые совпадают с 4 типами темперамента.
Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей. В раннем и дошкольном возрасте в связи с расширением сферы жизнедеятельности особенности темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми сверстниками. На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешаны, преобладает первый – это проявляется в малой выносливости, быстром утомлении (капризничает), быстром возникновении охранительного торможения (становится вялым, не слышит указания взрослого) которые затормаживают действия под влиянием раздражителя. Поэтому ребенок напоминает холерика.
|
|
Характеристика детей разных типов темперамента.
Дети – сангвиники (сильный уравновешанный подвижный).
Преобладание хорошего настроения, жизни радостность. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Движения выразительные, живая мимика, но чувства интересы и настроение у этох детей не устойчивы (бросают начатое дело, берутся за новое). Высокая работоспособность, долго могут заниматься тем, что их заинтересовало. Легко переходят от сна к бодрствованию и быстро привыкают к новой обстановке. Любят шумные игры и деятельность связанную с двигательной активностью. Быстро и легко формируются навыки, легко дисциплинировать. Речь таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.
Дети – холерики (сильный, неуравновешанный, подвижный)
Часто меняется настроение, эмоции имеют крайние проявления. Бурно реагируют на внешние раздражители, несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Они очень активны. Навыки формируются у них долго с трудом приспосабливаются. Движения прерывисты, испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Их трудно дисциплинировать, на запреты выражают бурный протест. Плохо засыпают и беспокойно спят. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.
|
|
Дети – флегматики (сильный, уравновешенный, инертный)
Низкая эмоциональность, невыразительная, бедная мимика. Эмоции проявляются не явно: не громко смеются, тихо плачут. Характерна высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания. Любую деятельность выполняют медленно. Навыки и привычки формируются крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры. Легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а так же режима дня. Характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.
Дети – меланхолики (слабый)
Очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержаны страхам, повышенная чувствительность. Способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение выраженное в произведениях искусства. Движение и мимика вялые. Нервная система их быстро истощается при нарушении режима дня и в новой обстановке. Нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь очень тихая не выразительная.
В работе с детьми дошкольного возраста воспитатель должен учитывать особенности типа нервной системы ребенка. Игнорирование свойства темперамента приводит к развитию отрицательных черт. Поэтому в программе обучения и воспитания необходим индивидуальных подход к каждому ребенку.
Воспитатель должен направлять деятельность детей, способствуя формированию положительных и избегать проявления отрицательных черт у дошкольников.
Необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности саморегуляциии деятельности и поведения детей. Принцип которого состоит в переходе от приспособления к ним, к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.
Задача воспитателя увидеть первоначальный уровень саморегуляции ребенка, вычленить ее положительные стороны, поощряя их проявления, усложняя деятельность, способствовать осознанию ребенком этих положительных сторон, т. е. формировать у него произвольную саморегуляцию. Она позволит малышу самому преодолевать недостатки и усиливать положительные стороны свойств своего темперамента.
18. З. Типы темперамента и их психологическая характеристика.
Темперамент (Т) – тип нервной системы в деятельности, это врождённое свойство может несколько изменяться под влиянием условий жизни.
Т – индивидуально своеобразная природно обусловленная совокупность динамических проявлений чел.психики.
Различают не по уровню возможностей психики, а по своеобразию её проявления.
Холерик – сильная нервная система определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, несдержан, нетерпелив, проявляет порывистость, резкость движений, вспыльчивость. Увлёкшись каким либо делом, он с полной отдачей работает, но сил хватает не на долго. Появляется плохое настроение, раздражение, упадок сил, вялость. Чередование положительных циклов подъёма настроения и энергичности с отрицательными циклами, спадом, депрессии обуславливают неровность поведения и самочувствия, повышена подверженность к невротическим срывам, конфликтам.
Сангвиник – с сильной, уравновешенной, подвижной НС, быстрая скорость реакции, поступки обдуманны, жизнерадостен, высокая сопротивляемость к трудностям. Общителен. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, иначе – становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессе проявляет реакцию льва, активно защищает себя.
|
|
Флегматик – с сильной уравновешенной, но инертной НС, реагирует медленно, неразговорчив, эмоции замедленны, его трудно рассердить, развеселить. Высокая работоспособность. Сопротивляем продолжительным раздражителям. Прочно запоминает усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, работу, друзей. Медленно приспосабливается к новому. Настроение стабильное. При неприятностях остаётся внешне спокойным.
Меланхолик – со слабой НС. Повышена чувствительность даже к слабым раздражителям, а сильные могут вызвать срыв, ступор. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Настроение изменчиво, обидчив, часто грустен, подавлен, тревожен. Могут возникнуть невротические расстройства.