Индивидуально-типологические особенности учителей

Наиболее типичные свойства личности: общительность, добродушие, эмоциональная выразительность, готовность к совместной деятельности, фасилитация (способность облегчать, способствовать возрастанию продуктивности деятельности человека).

К профессионально-важным качествам В.А. Сластенин относит общие и специфические свойства и характеристики.

Общая направленность личности: социальная зрелость и гражданская ответственность; профессиональные идеалы гуманизм; высокоразвитые интересы, прежде всего познавательные; самоотверженное отношение к избранной профессии.

Специфические свойства:

· организаторские: организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность;

· коммуникативные: внимательность, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность.

В.А. Крутецкий выделяет следующие качества:

· Общие - расположенность к детям.

· Личностные: перцептивные способности, педагогическое воображение, способность к саморегуляции эмоций и поведения, выдержка, самообладание, саморегуляция психических процессов.

· Организационно-коммуникативные: коммуникативные, педагогический такт, организаторские, суггестивные.

· Дидактические (передача информации): экспрессивно-речевые способности, способность передавать информацию, академические (познавательные), распределение внимания.

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности. Под педагогическими способностями мы понимаем определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей:

¨ дидактические способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержание и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;

¨ экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;

¨ перцептивные способности - выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;

¨ организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;

¨ суггестивные или авторитарные способности - способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки.

К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учитель следует.

К.Д. Ушинский справедливо относил это понятие к области психологии: “Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы он ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический…”. Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:

¨ не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;

¨ не противопоставлять сильных слабым;

¨ не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;

¨ замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это резко;

¨ воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;

¨ формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.

Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки, и не будет наказывать, обращать слишком пристальное внимание на детьми допущенные ими ошибки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: