Текст 1. Не с театра начинались города

Не с театра начинались города. И Москва тоже. Более пяти веков наша столица обходилась без постоянной сцены и специальных помещений для лицедейства. Крепостные стены и башни, колокольни и купола долго определяли ее облик. Представляли, скоморошничали, плясали, где придется, куда позовут. Со временем строительство театральных зданий стало важным событием. Многие из них превратились в достопримечательности и жили долго, пока не сгорали, их редко сносили, чаще достраивали и перестраивали.

Это были памятники культуры определенных эпох. Большой, Александринский, Одесский, Киевский театры стали композиционными центрами важных площадей. Ими гордились жители, сюда устремлялись не только для того, чтобы посмотреть спектакль, но и за тем, чтобы ощутить себя в пространстве театрального здания.

Знамениты и другие театральные залы, затерянные в переулках старых районов, незаметно спрятанные в больших зданиях: старый Ленинградский ТЮЗ на четвертом этаже Тенишевского училища, Ленинградский театр комедии, оказавшийся под крышей Елисеевского торгового дома, театр «Рококо» в одном из подвалов на Вацлавской площади в Праге. Их было трудно найти, но это не мешало их популярности

Театры в прошлом и настоящем являлись излюбленной темой проектирования. Много известных архитекторов с увлечением работали в этой области, оставив после себя примечательные постройки. Еще античные зодчие вдохновляли Палладио и Серпио, открывших новую перспективу на итальянских сценах Возрождения. Французы и немцы, заразившись этой увлеченностью, разрабатывали новые догматы построения сцены и зала. Позже появился особый тип архитектора, в совершенстве владевшего секретами акустики.

Большой вклад в создание театральной Москвы внесли советские архитекторы. Были созданы новые крупные сооружения: театр ЦДСА, новый МХАТ, Центральный театр кукол.

О театрах, существовавших до середины XIX века, сохранились лишь воспоминания и небольшое количество несовершенных рисунков. Вторая половина 19 века частично запечатлена на фотографиях. От первой четверти XX века сохранился звук живого голоса на шипящей пластинке. Последние 50 лет театра увековечены на кинопленке. Но 20 столетий театральной истории мира не оставили нам ни подлинных живых движений, ни голоса, ни света. И только одно — стены сооружений, камни, сценические порталы, которых касалась рука великих артистов и музыкантов, смогли сохранить до наших дней подлинность хотя бы части той обстановки, которая когда-то существовала.

Конечно, и здания не вечны. Но трудно не взволноваться при мысли, что ты входишь через ту же дверь, через которую входил Пушкин, можешь подняться по лестнице, по которой шел Чайковский, смотришь на ту же сцену, которую видел Толстой, сидишь в том же зале, где играл Ференц Лист.

Города, как и люди, имеют свой характер, репутацию, бывают театральными и не театральными. И это зависит не от того, сколько театров в городе, а от того, какое место они занимают в духовной жизни горожан.

Существует образное выражение: перелистывать страницы истории… Но камни не перелистаешь. По камням можно ходить, смотреть на них или любоваться ими. Они самая долговечная, самая надежная, хотя и немногословная история.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: