double arrow

Методические приемы, применяемые на втором этапе игротерапии

Решение задач игротерапии второго этапа требовало применения другой тактики. Теперь экспериментатор, оставаясь внимательным и дружелюб­ным к ребенку, активно включался в его деятельность, всячески давая понять, что лучшая форма поведения в игровой комнате — это совместная игра со взрослым. Усилия экспериментатора направляются в этот момент терапии на попытку уменьшения беспорядочной деятельной ак­тивности, ликвидацию навязчивостей, ограничение эгоцентрической речевой продукции или, наоборот, на стимуляцию речевой активности. Особенно важно подчеркнуть, что формирование устойчивой совмест­ной деятельности проводилось не в нейтральной, а в мотивированной (пусть даже патологической) игре. В некоторых случаях для создания со­вместной с экспериментатором и целенаправленной игры эффективным было одновременное применение неструктурированного материала и личностно значимой игрушки. В этом случае песок или вода стабилизи­ровали беспорядочную активность ребенка, а сюжет игры строился вок­руг любимого ребенком предмета. В дальнейшем к игре с привлекатель­ными игрушками подключались новые предметы, экспериментатор по­буждал ребенка к действию с ними. Таким образом, расширялся круг предметов, с которыми дети устойчиво играли. Одновременно осуществ­лялся переход к более совершенным способам взаимодействия, форми­ровались речевые контакты.

...В результате проведения игровых занятий в ряде случаев удавалось существенно изменить поведение детей. Прежде всего это выражалось в отсутствии всякого опасения или страха. Дети чувствовали себя естествен­но и свободно, становились активными, эмоциональными». (Спиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности. — М., 1980. — С. 87 — 99.)

Специфическим методом, зарекомендовавшим себя в качестве эффективной методики по преодолению основных эмоциональных проблем при аутизме, является так называемый метод «холдинг-терапии» (от англ, hold — держать), разработанный американским врачом М. Велш. Суть метода состоит в том, что мать привлекает к себе ребенка, обнимает его и крепко удерживает, находясь с ним лицом к лицу, до тех пор, пока ребенок не прекратит сопротивле­ние, расслабится и посмотрит ей в глаза. Процедура может зани­мать до 1 ч времени. Этот метод своего рода толчок к началу взаи­модействия с окружающим миром, снижению тревоги, укрепле­нию эмоциональной связи ребенка с матерью, именно поэтому пси­холог (психотерапевт) не должен осуществлять процедуру холдинга.

При РДА в большей степени, чем при других отклонениях, круг общения ограничен семьей, влияние которой может быть как положительным, так и негативным. В связи с этим одной из центральных задач психолога является оказание помощи семье в принятии и понимании проблем ребенка, выработке подходов к «домашней коррекции» как неотъемлемой составляющей общего плана реализации коррекционно-воспитательной программы. Вме­сте с тем родители аутичных детей сами часто нуждаются в психо­терапевтической помощи. Так, отсутствие у ребенка выраженного стремления к общению, избегание глазного, тактильного и рече­вого контактов могут сформировать у матери чувство вины, не­уверенность в возможности осуществить свою материнскую роль. В то же время мать обычно выступает в качестве единственного человека, через который организуется взаимодействие аутичного ребенка с окружающим миром. Это приводит к формированию повышенной зависимости ребенка от матери, что вызывает у по­следней тревогу относительно возможности включения ребенка в более широкий социум. Отсюда необходимость специальной ра­боты с родителями по выработке у них адекватной, ориентиро­ванной на будущее стратегии взаимодействия с собственным ре­бенком при учете имеющихся у него проблем на текущий момент. Аутичного ребенка приходиться учить практически всему. Со­держанием занятий может быть обучение коммуникации и быто­вой адаптации, школьным навыкам, расширение знаний об окру­жающем мире, других людях. В начальной школе это — чтение, природоведение, история, потом предметы гуманитарного и ес­тественного циклов. Особенно важным для такого ребенка явля­ются занятия литературой, сначала детской, а потом классиче­ской. Необходимо медленное, тщательное, эмоционально насы­щенное освоение заложенных в этих книгах художественных обра­зов людей, обстоятельств, логики их жизни, осознание их внут­ренней сложности, неоднозначности внутренних и внешних про­явлений, отношений между людьми. Это способствует улучше­нию понимания себя и других, уменьшает одноплановость вос­приятия мира аутичными детьми. Чем больше такой ребенок усваи­вает различных навыков, тем более адекватной, структурно раз­работанной становится его социальная роль, в том числе и школь­ное поведение. Несмотря на важность всех школьных предметов, программы подачи учебного материала должны быть индивидуа­лизированы. Это обусловлено индивидуальными и часто необыч­ными интересами таких детей, в некоторых случаях их избира­тельной одаренностью.

Физические упражнения могут поднять активность ребенка и снять патологическое напряжение. Такому ребенку необходима специальная индивидуальная программа физического развития, сочетающая приемы работы в свободной, игровой и четко струк­турированной форме. Уроки труда, рисования, пения в младшем возрасте тоже могут много сделать для адаптации такого ребенка к школе. Прежде всего именно на этих уроках аутичный ребенок может получить первые впечатления того, что он работает вместе со всеми, понять, что его действия имеют реальный результат.

Американскими и бельгийскими специалистами разработана специальная программа по «формированию стереотипа самостоя­тельной деятельности». В рамках этой программы ребенок учится организовывать свою деятельность, получая подсказки: исполь­зуя специальным образом структурированную образовательную среду — карточки с условными обозначениями того или иного вида Деятельности, расписание видов деятельности в наглядном и сим­волическом исполнении. Опыт использования подобных программ в разных типах образовательных учреждений показывает их эф­фективность для развития целенаправленной активности и са­мостоятельности не только детей с РДА, но и имеющих другие виды дизонтогенеза.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение синдрома РДА и опишите наиболее характерные признаки его проявления.

2. Перечислите возможные клинико-психологические причины возник­новения РДА.

3. Дайте сравнительное описание различных вариантов аутизма: синд­рома Л. Каннера, Х. Аспергера и др.

4. Отметьте основные различия РДА как особой формы психического
дизонтогенеза и синдрома аутизма при психоневрологических заболеваниях и детской шизофрении.

5. Охарактеризуйте основные группы РДА, выделенные на основании
уровневого подхода к формированию патологии эмоционального взаимо­действия со средой.

6. Охарактеризуйте значение страхов в структуре нарушений развития
при РДА.

7. В чем состоит своеобразие познавательного развития детей с РДА?

8. Опишите особенности игровой деятельности дошкольников с РДА.

9. Охарактеризуйте основные тенденции в развитии предпосылок учеб­
ной деятельности при РДА.

10. Перечислите основные принципы коррекционной работы с деть­
ми с РДА.

11. Что такое «холдинг-терапия» применительно к работе с аутичными детьми?

12. В чем состоит особое значение работы с родителями в системе коррекционно-воспитательной работы с аутичными детьми?

Литература

Башина В.М. Ранний детский аутизм //Альманах «Исцеление». — М., 1993.

Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. — СПб., 2001.

Каган В.Е. Аутизм у детей. — М., 1981.

Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. и др. Дети с наруше­ниями общения: Ранний детский аутизм. — М., 1985.

Лебединская К. С, Никольская О. Н. Диагностика раннего детского аутиз­ма. -М., 1991.

Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М, Аутичный ребенок: Пути помощи. — М., 1997.

Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектоло­гия. — 1995. — № 1.

Ранний детский аутизм: Сб. науч. трудов / Под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. — М., 1981.

Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. — М., 1980.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: