Прогнозирование регионального спроса

Система методов прогнозирования в условиях модернизации экономики в значительной мере отличается от соответствующей системы в условиях централизованной плановой экономики, но многие ранее разработанные подходы, по нашему мнению, применимы и сейчас, прежде всего в отношении методов прогнозирования (целевой, метод экстраполяции, балансовый, нормативный), основные положения которых могут быть использованы в условиях любой экономической системы.

Целевой подход строится исходя из задаваемых целей и сопутствующих подцелей развития регионального комплекса. Если принимать в качестве основной цели повышение уровня жизни населения, то и субординация отдельных подцелей: полная и продуктивная занятость, развитие наиболее прибыльных видов деятельности, социальной инфраструктуры, формирование определенных объемов и структур трудовых ресурсов – принимает соответствующий характер, направленный именно на достижение данной цели.

В случае принятия в качестве главной цели создание под патронажем государства развитие наукоёмких производств в форме их регионального кластера, подцели будут иметь иную структуру, которая в упрощённом виде может быть представлена как определение объемов:

производства наукоёмкой продукции (в конкурентоспособной на мировом рынке номенклатуре),

необходимых инвестиций,

структуры и масштабов подготовки соответствующих кадров, а, следовательно, и деятельности учебных заведений.

Метод экстраполяции заключается в выявлении тенденций развития спроса на специалистов. Но при этом необходим анализ динамики конечного показателя, целого ряда других процессов, влияющих на него, таких как тенденции структурных сдвигов в экономике, в сфере занятости региона.

Балансовый метод устанавливает различные возможные пропорции производства и потребления с учётом спроса и предложения, наличия и потребления ресурсов, в том числе трудовых, определения граничных условий формирования этих пропорций. Величина спроса на специалистов имеет естественный внешний ограничитель в виде наличного их контингента и возможных размеров новой подготовки, определяемых демографической ситуацией в стране в целом и в регионах в частности. Данные ограничения делают необходимыми более тщательный анализ всех элементов прогноза.

Нормативный метод базируется на использовании различных видов норм и нормативов. К нормативному методу следует отнести определение потребности в специалистах, исходя из данных о конкретных рабочих местах и требуемых для их замещения работниках различного профиля и уровня образования, а также с учетом данных о кадровом обеспечении внедряемой новой техники и технологий по проектам эксплуатационной документации.

Однако нормативный подход к определению потребности в специалистах в социальной сфере относится лишь к государственному ее сектору, где и применяются директивно установленные нормативы. В рыночном секторе необходимое число специалистов зависит от платежеспособного спроса населения на соответствующие услуги, формирующие общий их объем, финансовое обеспечение и соответствующий им контингент работающих.

Все указанные методы следует применять в различных сочетаниях, так как они дополняют друг друга.

На основе этой методической базы возможны различные варианты прогнозирования, имеющие разную степень детализации, проработки, разную степень дифференциации результатов прогнозирования.

22. Порядок и сроки разработки государственных и региональных прогнозов и планов

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – деятельность органов государственной власти Российской Федерации по разработке, утверждению, исполнению, корректировке указанных прогнозов и их использованию в управлении развитием экономики, ее территориальных и отраслевых подсистем, предприятий и организаций.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Закон определяет состав системы государственных прогнозов социально - экономического развития Российской Федерации, а также основные принципы государственного прогнозирования РФ на долго-, средне- и краткосрочную перспективу.

Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития определяется Правительством Российской Федерации.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов, действующего законодательства и программ его совершенствования.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации (макроэкономический прогноз), по институциональным секторам, народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов, а также при различных стратегиях государственной социально-экономической политики.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики темпов развития экономической системы и ее структуры, научно-технического развития бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем, финансов предприятий и населения, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления товаров и услуг по отраслям, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В специальном разделе послания Президента Российской Федерации характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Ежегодное послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

Правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе следующие документы и материалы:

- итоги социально-экономического развития Российской Федерации за прошедший период текущего года;

- прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

- проект сводного финансового баланса по территории Российской Федерации;

- перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году;

- перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;

- перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;

- намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.

Правительство Российской Федерации представляет при необходимости проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.

Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом.

Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики содержат оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программу повышения эффективности использования федеральной собственности.

23. Принципы регионального планирования и регулирования экономики

Региональная политика — система намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и осуществляет все это преимущественно в структуре меж и внутрирегиональных связей.

Порядок взаимоотношений между регионами и центром регулируется Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Данный закон устанавливает порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении:

а) договоров между органами государственной власти РФ органами государственной власти ее субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий;

б) соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Закон устанавливает ряд ведущих принципов:

• принцип конституционности (ненарушение Конституции РФ);

•принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов;

• принцип равноправия субъектов федерации при разграничении предметов ведения и полномочий;

• принцип недопустимости ущемления прав и интересов субъектов федерации (имеется в виду, что заключаемые двусторонние договора соглашения не должны ущемлять права и интересы других субъектов федерации);

• принцип согласованности интересов Российской Федерации интересов ее субъектов;

• принцип добровольности заключения договоров, соглашений. Закон предусматривает также порядок участия субъектов

24. Виды и методы регионального планирования. Рычаги регионального планирования

В прогнозировании и планировании развития регионов в основном применяются те же методы, что и на государственном уровне. Широко используется программ но-целе вой метод. Важную роль в обеспечении пропорциональности, сбалансированности региональной экономики играет балансовый метод, основанный на системе территориальных балансов. Это балансы трудовых, финансовых ресурсов, баланс денежных доходов и расходов населения, а также балансы основных видов материальных ресурсов в регионе—строительных материалов, товаров народного потребления и др. Находят применение также методы экспертных оценок, экстраполяции, экономико-математического моделирования. Довольно часто используется нормативный метод, основанный на системе экономических и социальных норм и нормативов. Рассмотрим масштабы и особенности применения некоторых из перечисленных методов.

Выделяются два укрупненных типа самостоятельных региональных программ: проблемные и комплексные.

В основе проблемных региональных программ лежат узловые вопросы, определяющие уровень и тенденции развития в будущем той или иной стороны регионального хозяйственного комплекса (например, программа приватизации по Брестской области, программа поддержки малого предпринимательства в г. Минске).

Под комплексными региональными программами понимаются такие, которые направлены на достижение уровня комплексности развития экономики региона, ее сбалансированности и решение проблем удовлетворения основных материальных и культурных потребностей населения региона (например, программа комплексного социально-экономического развития Витебской области на 2001 г.).

Логика разработки комплексной региональной программы традицион-на и предполагает следующие этапы:

• анализ исходного уровня и оценка уровня развития хозяйства;

• цели и задачи развития ("дерево целей")

• ресурсы, необходимые для реализации программы;

• эффективность реализации программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: