36. Требования к процессу стратегического планирования региона При разработке стратегии социально-экономического развития (далее – Стратегия) администрация региона (муниципального образования) исходит из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития региона (муниципального образования) целям и приоритетам федерального Правительства, определенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, посланиях Президента Российской Федерации, отраслевых стратегиях федеральных министерств и ведомств.
При разработке стратегии развития муниципального образования также учитывается стратегия развития субъекта Федерации, в который входит данное муниципальное образование.
Соответствие стратегических целей развития Российской Федерации и стратегических направлений развития региона (муниципального образования) обеспечивает проекцию целей Правительства Российской Федерации на региональный (муниципальный) уровень.
Осуществление целей федерального Правительства на региональном и муниципальном уровнях предусматривает:
· ориентацию на опережающее развитие секторов, которые могут играть роль точек роста – общенациональных, макрорегиональных, региональных и локальных, которые выполняют функции «ведущего звена» для экономической системы региона (муниципального образова-ния); выявление и активизация потенциала новых «точек роста»;
· обеспечение комплексного, или системного подхода, обеспечивающего учет и макси-мальное использование синергетических эффектов, обусловленных взаимовлиянием целей, наличием сопряженных результатов в реализации целевых проектов различной направленности, и мультипликативных эффектов, способствующих росту экономики региона (муниципального образования);
· преемственность программных документов (федеральных, региональных и муниципаль-ных целевых программ, отраслевых стратегий и программ различного уровня и т.д.);
· реализацию уникального потенциала региона (муниципального образования), участвую-щего в социально-экономическом развитии России и выполняющего весьма значимые обще-российские функции.
Успешное решение проблем социально-экономического характера зависит в первую очередь от решения двух основополагающих задач регионального/муниципального управления:
· определение миссии (стратегической цели) и направлений социально-экономического развития региона (муниципального образования) в рамках стратегического видения образа его будущего;
· формулирование плана действий (стратегических мероприятий), осуществляемых адми-нистрацией региона (муниципального образования) и обеспечивающих реализацию постав-ленных целей.
Участие региона (муниципального образования) в решении задач социально-экономического развития страны в целом определяется его экономико-географическим потенциалом и сложившейся структурой экономики и социальной сферы. С этих позиций объектом анализа должны стать основные отрасли и направления деятельности экономики и социальной сферы региона (муниципального образования), их значение для функционирования социально-экономической системы России (а для муниципального образования – также для функционирования социально-экономической системы региона), прямой и косвенный вклад в достижение приоритетных целей федерального Правительства и целей, определяемых администрацией региона.
Стратегия рассматривается как трехуровневая система, включающая:
· миссию (стратегическую цель) развития региона (муниципального образования);
· стратегические направления развития региона (муниципального образования), сформулированные в виде целевых требований, удовлетворение которых обеспечивает достижение стратегической цели;
· стратегические действия – комплексы программных мероприятий и отдельные мероприятия, проекты всех уровней, с помощью которых должны быть решены задачи, направленные на достижение стратегической цели в рамках стратегических направлений развития региона (муниципального образования).
На каждом уровне устанавливается соответствие между:
· стратегическими целями и направлениями развития региона (муниципального образования), с одной стороны, и целями федерального Правительства (а для муниципального образования – также целями, определенным администрацией региона), с другой.
· стратегическими целями и направлениями развития отраслей экономики и социальной сферы региона (муниципального образования), с одной стороны, и стратегиями федеральных и (для муниципального образования) региональных органов государственной власти, с другой;
· стратегическими действиями администрации региона (муниципального образования), с одной стороны, и приоритетными национальными проектами, с другой.
Современное положение дел и тенденции развития отраслей экономики и социальной сферы региона (муниципального образования) оцениваются в ходе диагностики, в процессе которой осуществляется анализ факторов, препятствующих реализации регионом своих потенциальных возможностей.
Результаты анализа ситуации, тенденций, проблем и ограничивающих факторов представляются в формате SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы). Проведенный SWOT-анализ учитывает взаимное влияние отраслей экономики и социальной сферы, а также внешних условий развития региона (муниципального образования), обусловливающих необходимость повышения его вклада в реализацию целей федерального Правительства, в выполнение общероссийских функций. Осуществляется группировка ключевых проблем социально-экономического развития региона, на решении которых необходимо сконцентрировать усилия в рамках реализации Стратегии.
Результаты итогового SWOT-анализа и перечень ключевых проблем используются для формирования стратегического видения и определения миссии (стратегической цели) и стратегических направлений развития региона (муниципального образования).
Стратегические направления развития региона (муниципального образования) детализируются в виде стратегических мероприятий (действий), обеспечивающих устранение препятствующих факторов, достижение целей развития региона (муниципального образования) и реализацию целей федерального Правительства, а также (для муниципального образования) региональных органов государственной власти.
Механизмы осуществления стратегических действий описываются в составе системы управления реализацией Стратегии, которая должна обеспечивать эффективное взаимодействие региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, направленное на достижение стратегической цели. Система управления реализацией Стратегии должна ориентироваться на инновационный характер управления развитием региона (муниципального образования), основанный на лучшем опыте и своевременном выявлении проблем в нормативно-правовом регулировании и организации управления социально-экономическим развитием.
Основным инструментом реализации стратегических мероприятий выступает формирование комплексных программ социально-экономического развития региона (муниципального образования). Главный принцип формулирования комплексных программ заключается в реализации эффекта взаимодополняемости и взаимной поддержки различных стратегических действий.
Для эффективного управления реализацией Стратегии формируется система мониторинга ее реализации и оперативного управления изменениями.
Стратегия ориентирована на максимальное развитие межрегионального сотрудничества, в первую очередь с регионами-соседями, а также международных связей. Речь идет, в частности, о взаимных поставках продуктов и услуг, кооперации в сферах научно-технической и инновационной деятельности, промышленного производства, переработки сельхозпродукции, туризма, транспорта, строительства, сотрудничестве в сфере образования и подготовки специалистов, в оздоровительно-рекреационной и спортивной деятельности, реализации инвестиционных проектов, имеющих большое межрегиональное и международное значение, решении общих проблем социально-экономического развития и пр.
Структура Стратегии в соответствии с логикой ее разработки должна включать:
o анализ современного состояния дел и тенденций развития отраслей социальной сферы, экономики и инфраструктуры;
o оценку потенциала развития региона (муниципального образования);
o анализ системы управления регионом (муниципальным образованием);
o определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз по основным блокам социально-экономической системы региона (муниципального образования) – SWOT-анализ;
o формулирование основных проблем, на решении которых необходимо сосредоточить усилия в ходе реализации Стратегии;
o формирование стратегического видения развития региона (муниципального образования), в том числе определение идеологии, образа будущего, миссии (стратегической цели) и стратегических направлений развития региона (муниципального образования);
o детальное описание системы реализации Стратегии, включая набор приоритетов и систему стратегических действий по реализации каждого стратегического направления, план стратегических мероприятий, систему управления реализацией Стратегии, а также экономико-математическую модель, позволяющую оценить ожидаемые результаты реализации Стратегии.






