Китай после окончания Первой мировой войны

Первая мировая война и последовавшие за ней события еще больше обострили противоречия внут­ри китайского общества. Несколько окрепли пози­ции национальной китайской буржуазии, воспользовавшейся ослаблением внимания к их стране со стороны держав Антанты в период боевых действий в Европе. Тем не менее иностранный капитал сохранял свои позиции в важнейших отраслях. Просто произошло его перераспределение в сторону усиления позиций Японии.

Так, например, на долю японского капитала к тому времени приходилось до половины всего производства угля, три четверти добычи железной руды, девять десятых выплавки стали, до 60% производства хлопчатобумажных тканей и т. д. Большинство желез­ных дорог и банков также продолжало находиться в собственности иностранцев. Внешняя торговля, средства связи и таможенные сбо­ры тоже контролировались ими.

До восьмидесяти процентов земли находилось в руках крупных собственников, составлявших около одной десятой части сельского населения. На долю остальных приходилось соответственно менее четверти. Земельные крестьяне вынуждены были брать землю в аренду на кабальных условиях.

Победа октябрьской революции в России и последовавшая вслед за этим отмена заключенных ранее с Китаем неравноправных дого­воров (в частности, отказ Советской России от доли «боксерского протокола» 1901 г.), породили у части политической элиты и в среде интеллигенции надежды на помощь новых российских властей в деле освобождения страны от иностранного господства. Теперь Россия, из государства отсталого и реакционного, в глазах значи­тельной части общества стала примером для подражания в деле свершения подлинной народной революции.

Летом 1918 г. Сунь Ятсен послал из Шанхая приветственную телеграмму главе советского правительства В. И. Ленину с предложе­нием об установлении между Гоминьданом и большевиками равно­правных взаимовыгодных отношений для ведения борьбы с общими врагами. Сунь Ятсен, вдохновленный сообщениями об успехах больше­вистской России, собирался даже послать туда своих ближайших сорат­ников для изучения опыта, но тогда эта поездка так и не состоялась.

«Движение 4 мая» 1919 г.

Особенно серьезный оборот приобрели студенчес­кие волнения в Пекине, затем распространившиеся и на другие районы, известные как «движение 4 мая» 1919 г. Они были вызваны прежде всего недовольством решениями Парижской мирной конференции по вопросу передачи Японии быв­шей германской сферы влияния на Шаньдунском полуострове.

В Китае в общественном мнении существовали иллюзии, что после победоносного окончания для Антанты войны, территория бывшей сферы влияния Германии в провинции Шаньдун будет возвращена Китаю, так как'их страна являлась союзником антигер­манской коалиции. Однако в Париже участники мирной конферен­ции считали по иному, и было принято решение оставить Шаньдун под контролем Японии. Это вызвало массовые выступления протес­та, охватившие вначале Пекин, а затем и другие районы Китая.

С 4 мая 1919 г. в течение двух недель вначале студенчество Пекина, а затем и представители других слоев населения выражали свой протест и негодование под лозунгами: «Отечество в опасности», «Аннулировать 21 требование!», «Защитим государственный сувере­нитет!» и др. Участники требовали отставки прояпонски настроен­ных министров пекинского правительства, начался стихийный бойкот японских товаров. В результате правительство отказалось подписать Версальский мирный договор, а затем вынуждено было уйти в отставку.

Сунь Ятсен в то время продолжал находиться в крупнейшем городе Китая Шанхае и не принимал со своими сторонниками участия в подготовке и проведении «движения 14 мая», хотя и поддержал его. Еще раньше, когда решался вопрос о составе делега­ции Китая в Париже, он отказался войти в ее состав под предлогом того, что не представляет интересов всего населения Китая. Он призывал к восстановлению политического и экономического един­ства всей территории страны, в том числе и вооруженным путем. Но как это осуществить в той обстановке, он не знал. Его идейный багаж после окончания Синьхайской революции так и не пополнился никакими принципиально новыми идеями, способными увлечь на­род на новый этап борьбы. И тогда его взор в стремлении осуще­ствить в стране новую революцию для свержения власти бюрократии и политического объединения Севера и Юга вновь обратился к опыту российских большевиков.

Для подготовки революции в октябре 1919 г. была воссоздана партия Гоминьдан (ГМД), но все же главным средством достижения победы Сун Ятсен продолжал считать в то время вооруженные форми­рования южных дуцзюней. Те, в свою очередь, были не прочь для достижения своих целей, вновь использовать авторитет Гоминьдана.

В конце 1920 г. Сунь Ятсен вернулся в Южный Китай, был избран там на должность президента и начал готовить военный поход на Север, однако вскоре был свергнут местными правителями и возвра­тился в Шанхай.

Видя слабость и нерешительность Сунь Ятсена в решении важнейших вопросов, часть радикально настроенных деятелей стали искать пути выхода из кризиса в привнесении на китайскую почву идей марксизма и создании коммунистической партии. В 1920 г. на страницах ряда периодических изданий развернулась дискуссия о социализме, участники которой высказывались за такой вариант продолжения революции.

В течение 1920 г. — первой половине 1921 г. в Китае возникло несколько весьма немногочисленных кружков. К лету 1921 г. в их рядах по разным оценкам состояло от 56 до 60 членов. Главными идеологами марксизма в стране стали профессора Чэнь Дусю и Ли Дачжао.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: