Монотонность речи

Упражнение 36. Прочитайте фрагмент из «златого слова» Киевского князя Святослава, меняя высоту тона на каждой строке (низкий, выше, еще выше, средний, высокий и, наоборот, высокий, средний, ниже, еще ниже, низкий).

Где же ты, великий князь Всеволод?

Иль не помыслишь прилететь издалеча

Отцовский златой престол защитить?

Силен ты веслами Волгу разбрызгать,

А Дон шеломами вычерпать.

Если вы затрудняетесь в постепенном повышении и понижении голоса, пусть вам поможет рояль, пианино или аккордеон.

Упражнение 37. Найдите такую низкую ноту, которую вы легко берете голосом. Первая строчка данного ниже фрагмента из «златого слова» Святослава читается в эту ноту, вторая — на полтона выше и т.д. (Вы нажимаете подряд черные и белые клавиши). Так повышается голос на октаву (12 полутонов — 12 строк). После этого с каждой следующей строчкой голос понижается на полтона.

А вы, бесстрашные, Рюрик с Давыдом,

Не ваши ль позлащенные шеломы

в крови плавали?

Не ваша ль храбрая дружина рыкает,

Словно как туры, калеными саблями ранены

в поле незнаемом?

Вступите, вступите в стремя златое

За честь сего времени, за Русскую землю,

За раны Игоря, буйного Святославича!

Высоко ты сидишь на престоле своем

златокованном!

Подпер Угорские горы полками железными,

Заступил ты путь королю,

Затворил Дунаю вороты,

Бремена через облаки мечешь,

Рядишь суды до Дуная,

Гроза твоя по землям течет,

Ворота отворяешь ты Киеву,

Стреляешь в султанов с златого престола отцовска

через далекие земли.

Стреляй же, князь, в Кончака, неверного кощея,

за русскую землю,

За раны Игоря, буйного Святославича!

Темп речи

Упражнение 38. Определите свой темп речи. Для этого возьмите стихотворение или прозаический отрывок, который вы знаете наизусть, отметьте фрагмент, состоящий из 100-120 слов. Если вы прочитали его наизусть за минуту, темп вашей речи нормален; если прочитали быстро — вам надо следить за собой, чтобы говорить медленнее; если не уложились в минуту — поработайте над тем, чтобы речь была более быстрой.

Упражнение 39. Учитесь постепенно ускорять и замедлять свою речь! Прочитайте наизусть какое-либо стихотворение или отрывок из прозы; определите, за сколько минут вы его читаете. Постарайтесь ускорить, а затем замедлить темп чтения на полминуты, одну, две минуты!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: