Логическое чтение

Каждая фраза в речи должна нести свое содержание, иметь определенный смысл, ради которого она произносится.

Найти смысл фразы — это значит выяснить, какие слова являются главными, определяющими основную мысль, то есть найти логический центр.

В разговорной речи мы не думаем о выделении тех или иных слов, это делается бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с устной передачей текста, выражающего мысли другого лица, то здесь зачастую бывает затруднительно определить слова, несущие во фразе основную нагрузку.

При определении логической структуры текста нашими помощниками являются знаки препинания.

Наиболее часто встречающийся знак препинания — запятая. Он диктует передышку, небольшую остановку, но говорит о том, что мысль не окончена, что надо ждать ее продолжения. В устной передаче голос перед запятой несколько повышается, ибо понижение голоса создаст впечатление законченности мысли и таким образом оторвет следующую часть фразы от предыдущей, исказив смысл.

Точка тоже диктует остановку, но так как точка обозначает окончание мысли, то и остановка должна быть более длительной, чем на запятой, а чтобы передать законченность мысли, голос перед точкой при чтении должен упасть вниз.

Степень падения голоса перед точкой не всегда одинакова. В начале текста, когда рядом стоит близкая по мысли фраза, голос падает меньше, чем при точке, завершающей определенный комплекс мыслей. Наиболее сильное падение голоса перед точкой необходимо в конце всего текста. Этот глубокий интервал дает представление о полном завершении прочитанного.

Вы сможете полнее ощутить все это, прочитав, например, следующий текст:

«Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно опустилось на реку недалеко от нас. Уже совсем стемнело и начинало холодать; в роще звучно щелкал соловей. Мы зарылись в сено и заснули».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: