Режим Чан Кайши в конце 20-х-начале 30-х гг

После подавления «Кантонской коммуны» в январе 1928 г. Чан Кайши в Нанкине сформировал новое правительство, ввел в действие «Закон о контр­революции», по которому вооруженное сопротив­ление гоминьдановскому режиму каралось смертной казнью или пожизненным тюремным заключением. Мотивирова­лись такие жесткие меры желанием видеть Китай единым сильным государством на основе идеологии великоханьского национализма и по новому трактуемых идей суньятсенизма.

Предполагалось расширение социальной опоры режима за счет привлечения на его сторону части помещиков и крестьян, готовых интегрироваться в капиталистические отношения.

Однако задача создания единого правительства так и не была решена. В Пекине во главе кабинета министров находился Чжан Цзолинь, и именно он на международной арене признавался гла­вой Китая. Поэтому для Чан Кайши первоочередной становилась задача захвата Пекина и ликвидация там правительства Чжан Цзолиня.

В феврале 1928 г. руководство Гоминьдана утвердило Чан Кайши главкомом войск нанкинского правительства и поручило ему вновь возглавить Северный поход на Пекин. Этот шаг, в свою очередь, вызвал ухудшение отношений с Японией и Великобританией, под­держивавших режим Чжан Цзолиня.

Кроме правительств Чан Кайши и Чжан Цзолиня, весной 1928 г. на территории Китая вне их контроля действовали еще Нацио­нальная армия Фэн Юйсяна (в провинциях Хэнань, Шэньси и Ганьсу), в провинции Шаньси господствовал Янь Сишань, а гуансий-ская группировка подчинила себе территории Гуандуна, Хунани и Хубэя.

В ходе серии переговоров Чан Кайши сумел заручиться поддерж­кой Фэн Юйсяна и Янь Сишаня. Затем он пошел на урегулирование «нанкинского инцидента» 1927 г., наказав виновных, и дал иност­ранному капиталу гарантии неприкосновенности его собственности на своей территории.

Однако Япония была явно не заинтересована в таком развитии событий и делала ставку на Чжан Цзолиня, а также на переход под свой контроль Маньчжурии и Внутренней Монголии.

Это неминуемо должно было привести ее к конфликту с Чан Кайши.

В первых числах апреля 1928 г. Северный поход был возобновлен. Чан Кайши начал боевые действия в Щаньдуне, а войска Фэн Юйсяна и Янь Сишаня двинулись на Пекин.

В начале мая после взятия гоминьдановцами Цзинани в конф,-ликт вмешались, японские войска, обстрелявшие этот город. Чан Кайши вынужден был оттуда уйти, 18 мая Япония предъявила ультиматум правительству Чжан Цзолиня, потребовав вывести его войска из Маньчжурии. Осознание общей опасности для обоих правительств со стороны Японии привело к прекращению столкно­вений «во имя спасения Китая». 3 июня Чжан Цзолинь пал жертвой террористического акта, и вскоре Пекин оказался под контролем нанкинского режима.

В качестве примирительного жеста сын Чжан Цзолиня, Чжан Сюэлян, был утвержден командующим Северо-Восточной армией и одновременно главой Манчьжурии, провинции Жэхэ и части Внут­ренней Монголии. Его подчинение Нанкину имело по существу формальный характер.

Япония вынуждена была пойти на уступки и в мае 1929 г. вывела свои войска из Шаньдуна. После этого большинство прежних про­винциальных правителей также признало власть Гоминьдана.

В середине 1928 г. нанкинское правительство объявило себя общенациональным. Пекин («Северная столица») был переимено­ван в Бэйпин («Северное спокойствие»), а столичная провинция Чжили — в Хэбэй. Нанкин был объявлен столицей Китайской Республики, там был сооружен мавзолей Сунь Ятсена, а его доктри­на была закреплена в качестве официальной идеологии. Чан Кайши выступил программой реформирования Китая, а также за отмену в течение трех лет неравноправных договоров и продолжение борьбы с коммунистами.

Основополагающими документами, положенными в основу госу­дарственного устройства Китайской Республики, стали «Програм­ма политической опеки» и «Органической закон об организации Национального правительства» (октябрь 1928 г.). При их составле­нии учитывалась идея Сунь Ятсена о трех периодах перехода к демократическому государству: периоды военного правления, поли­тической опеки и конституционного правления. Чан Кайши считал, что к тому времени появились условия перехода от военного правле­ния к политической опеке, под которой он подразумевал прежде

всего сосредоточение реальной власти в его руках, лишь отчасти прикрываемое видимостью работы демократических властных ин­ститутов.

Высшим органом государственной власти становилсясъезд ГМД, а в перерывах между его работой — ЦИК Гоминьдана и Политсовет.

В основу организации национального правительства был поло­жен суньятсеновекий принцип «пяти властей», при котором прави: тельство состояло из пяти соответствующих палат (юаней), подчиненных Политсовету ЦИК ГМД. Период такого государ­ственного устройства предполагался сроком на шесть лет, начиная с ^января 1929г.

Национальное правительство выполняло функции органа госу­дарственного управления, но с целым рядом дополнительных пол­номочий, традиционно относящихся к ведению парламента: право объявления войны и заключение мирных договоров, амнистий. Гла­ва кабинета одновременно выполнял обязанности главкома воору­женных сил, имел право представлять государство в международных делах и т.д.

Деление Национального правительства на 5 палат придавало политической системе Китайской Республики значительное своеоб­разие: исполнительный юань являлся фактически правительством, законодательный — парламентом, судебный — Верховным судом, экзаменационный — занимался проблемами подбора государствен­ных служащих всех ступеней и выяснением их соответствия занима­емой должности, а контрольный надзирал за правильностью выполнения государственными чиновниками своих служебных обя­занностей, проводил ревизии и проверки.

Этот принцип разделения властей в тогдашних условиях в отличие от современного положения на Тайване носил весьма формальный характер. Чан Кайши занимал посты председателя Национального правительства, председателя Военного Совета ЦИК ГМД и главко­ма вооруженных сил Китайской Республики. В перспективе он считал целесообразным принять конституцию президентской рес­публики, а себя утвердить в качестве главы государства.

5 мая 1931 г. было созвано Национальное собрание, которое и приняло «Временную конституцию Китайской Республики периода политической опеки». Противники Чан Кайши внутри ГМД смогли добиться лишь формального ограничения его полномочий, так как его реальная власть заключалась в должности главкома воору­женных сил. Китай официально был разделен на_28 провинций и 2 особых территории — Тибет и Внутреннюю Монголию. В каждой провинции назначалось собственное правительство, где реальная власть была в руках его председателя или командующего войсками.

Период «политической опеки» фактически продлился вплоть до 1949 г. Правда, в 1936 г. был опубликован подготовленный специаль­ной комиссиейгфоект постоянной конституции, закреплявший лич­ную диктатору Чан Кайши. Однако ввести ее в действие не удалось из-за начавшейся в 1937 г. войны с Японией.

Режим Чан Кайши пытался радикальными способами разрешить национальные проблемы. Им была сформулирована идея, согласно которой, все население Китая — это единая нация, состоящая из пяти ветвей (ханьцы, маньчжуры, монголы, тибетцы, хуэйцзу), единых по расе и крови, но имеющих различие по религии и месту проживания.

Неханьские народы пытались воспрепятствовать национальной политике Гоминьдана. В ряде национальных районов после 1928 г. вспыхивали восстания местного населения (в провинции Ганьсу, Внутренней Монголии, на Юго-Западе, в Северо-Западной части провинции Гуанси и др.). Все они были подавлены нанкинским режимом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: