Характеристика основных политических партий и движений в регионе

Одной из характерных особенностей политического развития государств Юго-Восточной Азии в ко­лониальный период стало появление большого количества различных партий и организаций, построенных как по европейскому образцу, так и опиравшихся в своей внутренней структуре на элементы традици­онной политической культуры. Они сыграли неоднозначную роль в период колониализма, а многие их лидеры после достижения неза­висимости оказались по разную сторону баррикад в развернувшей­ся борьбе за власть.

Процессы структурирования и оформления идеологических док­трин политических организаций в странах ЮВА проходили по-разному. В одних, в социально-экономическом и политическом отно­шении более развитых, например на Филиппинах или в Индонезии, уже к началу Второй мировой войны имелись все предпосылки к достижению полной независимости, в других эти процессы нахо­дились в зачаточном состоянии.

Французский Индокитай представлял собой колонию, где мож­но было отметить наличие всех перечисленных выше особенностей. В наиболее развитом в экономическом отношении Вьетнаме уже с начала XX в. появились первые политические организации.

Так в 1904 г. известный идеолог национально-освободительного движения Фан Бой Тяу организовал Общество обновления Вьетна­ма. Во главе движения был поставлен принц Кьюнг Де, являвшийся сторонником японского варианта развития и надеявшийся с помо­щью этой страны освободить Вьетнам от французского влияния. Филиалы этой организации возникли среди вьетнамского населе­ния в Китае и Японии.

Вначале Фан Бой Тяу был сторонником сохранения монархии после достижения независимости, но впоследствии высказывался за республиканскую форму правления.

В 1907 г. в Ханое была основана организация Тонкинская обще­ственная школа, активную роль в которой играл другой выдающий­ся вьетнамский политический деятель Фан Тю Чинь. Он в тот период питал определенные иллюзии в отношении Франции и надеялся с помощью либеральных кругов этой страны осуществить реформы. Но вскоре эта организация была запрещена, а ее участники подвер­гнуты репрессиям.

Вновь оппозиция активизировалась в период Первой мировой войны, хотя французы в те годы сумели сохранить свой полный кон­троль в регионе.

В 20-е гг. появляются новые буржуазные партии. Основным тре­бованием Конституционной партии было предоставление демокра­тических свобод вьетнамскому населению и расширение его участия в общественной жизни. Партия молодежи выступала за более ради­кальные методы достижения независимости. В середине 20-х гг. в Се­верном Вьетнаме возникла так называемая Революционная партия нового Вьетнама, состоявшая из представителей мелкой буржуазии и выступавшая за вооруженную борьбу с колонизаторами. Незави­симый Вьетнам они видели демократической республикой.

Несколько позднее в Тонкине была создана нелегальная Нацио­нальная партия Вьетнама. В основе ее программы лежали принци­пы Сунь Ятсена, а главным требованием была ликвидация колониального правления. Ее основные требования совпадали с тре­бованиями Революционной партии нового Вьетнама.

С конца 20-х гг. во Вьетнаме начинается консолидация различ­ных коммунистических групп. К 1930 г. фактически существовало три организации, именовавшие себя коммунистическими партиями. Их социальной базой была радикально настроенная интеллиген­ция и мелкобуржуазные элементы. Рабочий класс был весьма слаб и неорганизован и рассчитывать на серьезную поддержку со стороны рабочих не приходилось. В феврале 1930 г. по инициативе Комин­терна произошло слияние коммунистических групп в единую Ком­партию Вьетнама (КПВ), вскоре переименованную в компартию Индокитая (КПИК). С 1931 г. она вошла в Коминтерн.

Коммунисты организовали ряд восстаний крестьян и рабочих, достигших особой остроты на севере страны. Все они закончились неудачей. Ряд лидеров партии был подвергнут репрессиям, включая первого генерального секретаря Чан Фу. С этого времени до 1935 г. руководящие органы КПИК находились за пределами Вьетнама.

В 1936—1938 гг. в период правления во Франции правительства Народного фронта, во Вьетнаме создалась более благоприятная об­становка для деятельности политической оппозиции, в том числе и КПИК. Были организованы легальные коммунистические группы. В тактических целях тогда были сняты лозунги о независимости по­мещичьих земель.

В 1937 г. на юге возникла Демократическая партия, выступавшая за сотрудничество с Францией и предоставление Вьетнаму статуса доминиона.

После прихода к власти во Франции правительства Э. Даладье на левые силы Индокитая вновь обрушились репрессии. Коммунис­ты вновь выдвинули лозунг борьбы против французского колониа­лизма и местной элиты. КПИК вынуждена была перейти на нелегальное положение.

В Камбодже и Лаосе, наоборот, в этот период не было еще образо­вано политических партий и организаций, но предпосылки к их со­зданию активно формировались. В частности, значительно расширился круг европейски образованной интеллигенции, актив­но изучался опыт политико-правовых традиций Франции и пред­принимались попытки соединения их с элементами местной политической культуры.

В середине 30-х гг. в Камбодже, например, начинается так называ­емый «период просветительства», появилась певая кхмероязычная газета, основанная Сон Нгок Тханем — одним из лидеров нацио­налистической интеллигенции буржуазно-либерального толка. Он, в частности, считал наиболее приемлемым для Камбоджи опыт япон­ского политического развития и надеялся с помощью этой страны ре­шить проблему достижения национальной независимости Камбоджи.

На Филиппинах в 1900 г. была создана поддержанная американ­скими властями Федеральная партия, программа которой выдвигала в качестве главной задачи превращение страны в один из американ­ских штатов. Отсюда и характер ее деятельности, доверие со сторо­ны властей. В 1901 г. в состав Филиппинской комиссии были введены «федералисты», в частности лидер партии Прадо де Тавера.

Накануне выборов 1907 г. американцы, пытаясь расширить социальную базу режима, разрешили создание Партии национа­листов, выдвинувшей в отличие от «федералистов» лозунг «Филиппины — для филиппинцев» с перспективой ограничения в дальнейшем власти США.

Эти две партии имели в остальном сходные программы и факти­чески опирались на одну и ту же социальную базу крупных земле­владельцев, промышленников и высшие слои управленческой элиты. У них не было фиксированного членства. Партии составляли осно­ву просуществовавшей до 1941 г. двухпартийной системы парламен­тского типа. Важной чертой, отличавшей эту систему от аналогичной в США, являлся субъективный фактор: особую роль играл вождь, лидер, его харизматические задатки, а не идейная платформа. Лич­ная преданность лидеру, часто основанная на родственных клано­вых связях, являлась приоритетной.

В 20-е гг. на Филиппины проникают марксистские идеи, созда­ются рабочие организации, а в 1930 г. появляется коммунистическая партия, оказавшаяся сразу же из-за преследования властей на полу­легальном положении. Однако она так и не стала влиятельной по­литической силой. В 1933 г. более умеренные левые деятели образовали Социалистическую партию, получившую более широ­кую опору в массовом рабочем движении. Однако и она не добилась должного влияния в обществе.

В Бирме политические партии и организации стали возникать вначале под лозунгом сохранения самобытной культуры и религии. Так, в 1906 г. было создано Общество пропаганды буддизма и Буд­дийская ассоциация молодежи (БАМ). Эти организации вплоть до окончания Первой мировой войны оставались лояльными по отно­шению к колониальным властям, большинство их лидеров получи­ло образование в метрополии, что сказалось на их деятельности.

В сентябре 1920 г. БАМ была переименована в Генеральный совет бирманских ассоциаций (ГСБА) и трансформировалась в по­литическую партию. В числе программных требований были бой­кот английских товаров и возвращение бирманцам земель, оказавшихся в руках ростовщиков индийского происхождения. Все несогласные с новым курсом ГСБА покинули ее ряды и сохранили БАМ как чисто просветительскую организацию.

В1930 г. в противовес традиционным политическим организаци­ям была образована ассоциация «Наша Бирма» («Добама Асиайон»), которая не являлась политической партией в традиционном смысле,

а представляла студенческое объединение под патриотическими ло­зунгами, более известное под бирманским названием «такины».

Маскируя свою деятельность просветительскими лозунгами, ли­деры такинов выступали за полное изгнание англичан из Бирмы. Ячейки организации создавались в городах и сельской местности.

Политическая программа такинов отличалась от других партий. Они выступали не столько с националистических, сколько с обще­бирманских позиций, объединяя в своих рядах сторонников различ­ных политических идей — от ницшеанцев и суньятсенистов до марксистов и фашистов. Естественно, что в их рядах не могло быть единства и эта организация так и не стала партией.

На выборах в 1936 г. в парламенте большинство партий объеди­нялось в «Союз пяти цветков», завоевавший большинство мест. Во главе правительства стал лидер Союза Ба Мо. Такины, в рядах ко­торых не было единства по вопросу участия в выборах, получили лишь 3 места. В конце 30-х гг. после избрания лидером такинов 23-летнего Аун Сана, деятельность организации активизировалась.

На политической арене заметную роль в 30-е гг. стали играть крайне националистические элементы, объединенные в партию «Мьочит» («Патриот») во главе с У Со. Под лозунгом «Бирма— для бирманцев» они начали кампанию против индийцев и мусульман, как главных виновников экономических неурядиц в стране, призы­вали к погромам в индийских кварталах.

Именно в то время большинство бирманских политиков обрати­ли свои взоры на Японию. Под влиянием японской пропаганды даже внутри «Добама Асиайон» возникла радикальная организация (На­родно-революционная партия), поставившая своей задачей вооружен­ное свержение английского господства и ориентацию на Японию. В 1939 г. внутри ДА организовалась коммунистическая партия, вна­чале представлявшая незначительную группу левых такинов.

В Малайе, Северном Калимантане и Сингапуре первые полити­ческие организации местного населения стали возникать в межво­енный период по этническому принципу.

В Малайе в начале XX в. распространяются идеи мусульманского просветительства. На почве религии там развернулась борьба меж­ду приверженцами традиционного ислама и реформаторами, высту­пившими за объединение Малайи на основе общей религии против обособленности княжеств. Именно религиозное реформаторство ста­ло здесь основной формой общественно-политических движений.

Среди китайского населения получили распространение идеи Кан Ювэя, жившего здесь в эмиграции в начале XX в., а также Сунь Ятсе-на, который основал в 1906 г. в Сингапуре отделение «Объединенного союза». Там же в 1912 г. открылось отделение Гоминьдана.

До Первой мировой войны в Сингапуре функционировали ин­дийские националистические организации, с деятельностью кото­рых связаны антиколониальные выступления в 1915 г.

В1926 г. возникла первая общественная малайская ассоциация — Сингапурский малайский союз, президентом которого стал Мохам-мад Юное бин Абдуллах. Задачей союза являлось привлечение ма­лайцев к участию в политической жизни, а также просветительские цели. В Союз входила интеллигенция, торговцы, часть мусульман­ского духовенства.

Дифференциация по этническому признаку усилилась в 30-е гг. В 1935 г. был создан Малайский союз Селангора — политическая орга­низация, ставившая целью защиту привилегий малайской элиты.

Индийские и китайские организации отличались большим ради­кализмом. Так, в 1932 г. была создана Индийская ассоциация Ма­лайи, в 1936 г. — центр индийских ассоциаций Малайи, связанные с Индийским национальным конгрессом.

На волне мирового экономического кризиса, затронувшего ЮВА, в 1930 г. была создана Компартия Малайи (КПМ), претендовавшая на выражение интересов всех национальностей, но сумевшая охва­тить лишь выходцев из Китая.

В Сабахе, Сараваке и Брунее в то время фактически Отсутствова­ли политические партии и организации.

В Индонезии первая оппозиционная организация «Будди Уто-мо» («Высокая цель») была создана интеллигенцией в 1908 г. Глав­ной ее целью объявлялась просветительская деятельность, пропаганда изучения национальной истории и культуры.

В 1911 г. появилась еще одна политическая организация «Саре-кат ислам» («Союз ислама»). Довольно быстро она превратилась во влиятельную силу. Ее призыв к объединению всех мусульман Индо­незии воспринимался широкими слоями населения как лозунг един­ства в борьбе против голландского господства.

В период Первой мировой войны и вскоре после ее окончания наибольшей популярностью пользовался «Сарекат ислам», ставший наиболее массовой организацией. Однако в 20-е гг. она потеряла мно­гих своих сторонников и превратилась в небольшую группу. К тому времени определенный авторитет завоевали коммунисты, создавшие в 1921 г. свою партию, но после неудачных попыток поднять восста­ние она также ослабла. С конца 20-х гг. на первый план выходят национально-революционные партии — Национальная партия Ин­донезии, Партиндо и другие выступавшие с позиций борьбы против империализма.

Их идеологией стала теория, получившая название «мархаэр-низм», которая сочетала требование свержения колониализма с планами преобразования общественных отношений. Главным идеоло­гом нового учения стал Сукарно.

Он рассматривал независимость страны не только как конечную цель, но и как необходимое условие построения нового, справедли­вого общества. Методами достижения этой цели он считал несот­рудничество с колониальными властями. На его мировоззрение большое влияние оказал М. Ганди и его сторонники в Индии.

Одним из главных принципов мархаэрнизма был принцип един­ства всех антиколониальных сил, без различия в этнической при­надлежности и вероисповедания. Более того, Сукарно доказывал возможность примирения их идеологий при приоритете националь­ной общеиндонезийский идеи.

Сукарно имел также собственное представление о социальной структуре индонезийского общества, которое якобы на 90 % состав­ляют мархаэны, т. е. простые люди. Выдвигая свою теорию, Сукар­но опирался на традиционные индонезийские идеи, имевшие хождение прежде всего в среде крестьянства и выражавшиеся в оп­ределении трех понятий: взаимное сотрудничество и взаимопони­мание — Готонгройнг, совместное обсуждение какой-либо проблемы членами общины — мушаварах, единодушное решение, принимае­мое без голосования в результате мушавараха и имеющее компро­миссный характер — муфакат.

В дальнейшем эти принципы легли в основу официальных идео­логий в независимой Индонезии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: