Реформа государственного строя, законодательства, культуры и быта

Наметившийся экономический подъем укреплял положение национальной буржуазии и связанных с нею слоев. Стремясь подавить клерикально-фео­дальные элементы и компрадорскую буржуазию, кемалисты приступили к коренной реформации об­щественной жизни. В октябре 1923 г. столица была переведена из Стамбула — оплота оппозиции — в Анкару.

Ряд преобразований был направлен на отделение государствен­ных дел от религиозных. В марте 1924 г., как уже упоминалось, был ликвидирован халифат и все члены Османской династии, правящей в Турции шесть веков, высланы из страны. Было упразднено мини­стерство по делам религий и вакуфов, духовенство было лишено при­надлежавших ему богатств. Были закрыты все медресе, а контроль над учебными заведениями сосредоточен в министерстве просвеще­ния. Из ведения духовенства изымалось судопроизводство. Вслед за этими реформами вводилось новое административное деление на вилайеты (губернии), непосредственно подчиненные центру.

Реформы 1923—1924 гг. легли в основу первой республиканской конституции, принятой 20 апреля 1924 г. и оформившей господство национальной буржуазии и связанных с ней групп помещиков. Лик­видация феодально-теократической монархии — султаната и ха­лифата — была прогрессивным шагом. Но конституция не носила демократического характера: трудящихся она наделила лишь фор­мальными правами, провозглашенные в ней права не были обеспече­ны для большей части населения реальными условиями для их осуществления. Конституция объявляла всех граждан турками. Тем самым законодательно отрицалось существование в Турции нацио­нальных меньшинств и санкционировалась их ассимиляция.

Начиная с 1925 г. в стране устанавливался однопартийный режим НРП. Очень быстро произошло сращивание партийного руковод­ства с государственным, что дало правящей верхушке безотказно дей­ствующий механизм авторитарной системы управления. В сознании кемалистов идеи европейской демократии прочно соединялись с тра­диционным, опирающимся на многовековый османский опыт, пони­манием патерналистской роли государственной власти.

В1925—1928 гг. были приняты новые, по европейскому образцу, уго­ловный и гражданский кодексы. Последний запрещал многоженство, женщина получила равные права с мужчиной в вопросах брака и разво­да. Вводился европейский календарь и времяисчисление, европейская одежда, новый латинский алфавит сменил прежний арабский.

Реформы, проведенные под руководством Мустафы Кемаля Ата-тюрка (эту фамилию, означающую «отец турок», он принял в 1934 г. после издания закона о введении фамилий), наряду с политикой эта­тизма оживляли экономическую и общественную жизнь. В осуществ­лении политики этатизма, в ходе буржуазных реформ окончательно оформилась идеология кемализма (или ататюркизма) — одного из те­чений турецкого буржуазного национализма. Эта доктрина нашла отражение в программах НРП, принятых в 1927 и 1931 гг. Основными принципами кемализма были провозглашены: «республиканизм», «национализм», «этатизм», «лаицизм» (отделение ислама от государ­ственных дел и народного просвещения), «единство турецкого наро­да» (отрицание наличия классов и классовой борьбы в Турции), «революционность» (верность кемалистским идеям и реформам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: