Текст 2. Красивый человек. Он действительно в жизни был великолепный человек, высокого роста, плечистый, ну, красавец-мужчина

Л.М. Шалыгин

А.Н. Кузнецов

Красивый человек. Он действительно в жизни был великолепный человек, высокого роста, плечистый, ну, красавец-мужчина, что называется. Женщины на него смотрели только с восхищением, (как я понимаю). Это Александр Назарович Кузнецов. Знаменитый профессор-металлург. Автор многих научных работ в области металлургии алюминия, никеля, молибдена, химик весьма крупный.

Как он себе представлял свой долг ученого? Как сочеталось в нем пристрастие к науке с патриотическими чувствами? В 1914 году, когда началась I-ая мировая война, немцы применили тогда, вопреки существовавшему уже тогда соглашению о запрещении использовать химическое оружие, немцы прибегли к газовым атакам. Вы читали, наверное, Ремарка, Анри Барбюса, Всеволода Гаршина, там описываются события, связанные с применением во время I-й мировой войны отравляющих веществ. Так, Александр Назарович бросает все занятия металлургией и в течение двух недель разрабатывает конструкцию противогаза массового производства. Мало того, что он разработал ее — эту конструкцию, так он едет в Главный штаб, на Дворцовую площадь, и заставляет чиновников и генералов испытать этот противогаз на нем, на самом. Делают специальный шкаф, и А.Н. Кузнецов на себе испытывает такие эффективные, самые ядовитые вещества, которые в то время применяли немцы, иприт, хлор, фосген. И после того, как убедились, что противогаз оказался пригоден, вытребовал деньги на строительство противогазового завода.

«Говорить литературно, то есть в полном согласии с законами письменной речи, и в то же время с учетом особенностей устной речи и отличая психики слушателей от психики читателей, не менее трудно, чем говорить просто литературно. Это особый вид собственно литературной речи – вид, который я бы назвал в известном смысле подделкой письменной речи под устную. Такая подделка действительно необходима в той или иной степени во всех публичных выступлениях, но она ничего общего не имеет с тем случаем, когда оратор не умеет справиться со стихией устной речи или не умеет ориентироваться в должной мере на письменную». (А.М. Пешковский)

Задание 4. Прочитайте фрагмент лекции проф. Горного института Л.М. Шалыгина «Ученые горного института». Обратите внимание, как органически сочетаются в речи элементы научного и разговорного стилей. Какую роль они выполняют?

Мы с вами находимся в Горном институте, история которого насыщена богатейшими примерами из всех областей деятельности и развития нашего русского государства.

Вот посмотрите. Этот вельможа в парике. Это — Василий Никитич Татищев. Фигура по значению в русской истории одна из сильнейших. Он участник Полтавской битвы. Во время Полтавской битвы он бы ранен, и Петр I поцеловал его в лоб и сказал: «Поздравляю тебя с раною за Отечество». Патриот, современник и соратник Петра I. По его заданию организовал горные и металлургические предприятия, он строил заводы на Урале, в Сибири, в Забайкалье, в Олонецком крае — по всей территории России, и стал, таким образом, крупнейшим организатором всего горно-заводского дела в России. Он же, по существу, заложил основы горно-металлургического образования на Руси, организовал первые горные школы на Урале, и там стали готовить специалистов хотя еще не высшего звена, но специалистов, сведущих в маркшейдерии, горном деле, металлургии и других предметов. Но кроме того, одновременно считал себя обязанным написать русскую историю. Всю жизнь занимался с первоисточниками, разыскивая летописи, документы глубокой старины, и написал первую в нашем государстве русскую историю.

Так, вот, будучи призванным к науке, и в области истории, и в области технических наук, Татищев, одновременно, это крупнейший политический деятель. Он создатель первого в России проекта Конституции, и причем, она еще не называлась тогда Конституцией, но документа, в котором черным по белому было написано, что единоличная верховная власть самодержца, она не в состоянии обеспечить блага государства и блага народа, что как бы велик не был человек и какими бы достоинствами он ни обладал, одному справиться с задачами управления государством невозможно. И он добавляет такие слова, которые для того времени звучали чрезвычайно революционно и очень зловеще для самодержцев: «Что, ежели, дескать, персона, которая сидит на троне, еще злонамеренна и умом не отличается, то вообще всяких мучений и тягот ожидать для государства и народы должно».

В образе этого человека видим ученого, который не стоит в стороне от политических событий, не отрывает свою науку от интересов общества, от политических проблем, стоящих перед государством, перед народом.

Во фрагменте сочетаются элементы разговорного стиля: простые предложения; синтаксический повтор и Петр поцеловал его в лоб и сказал…; личные местоимения мы с вами; указательные местоимения это, этот; указательно-восклицательная частица вот, повелительное наклонение и книжного (лексема патриот, соратник, горные, металлургические предприятия) стилей. Такое сочетание различных стилистических элементов привлекает внимание слушателей, делает содержание более доступным.

Помните! Сочетание в ораторской речи различных стилистических элементов привлекает внимание слушателей, делает содержание более доступным.
Речь оратора должнавключать нетолько содержательную, но и комментирующую часть. Оратор должен помнить о том, что восприятие монолога на слух – работа очень сложная, и слушатели нуждаются в помощи. Выступающий является экскурсоводом по своему тексту и для этого следует не только излагать саму информацию, но и помогать в ее понимании: · подчеркивать структуру выступления (Перейдем к основной части, обратимся к следующему вопросу, подведем итоги и др.), · дополнительно указывать важность той или иной информации (Здесь очень важно отметить, особенно нужно подчеркнуть[123] и т.д.), · слова, незнакомые аудитории, необходимо написать на доске и разъяснить. · цифры должны усиливать достоверность фактов, но их не должно быть много; Основные требования к статистическим данным: а) цифры лучше записывать на доске; б) если не важна абсолютная точность, округлять их; в) проводить образные сравнения и аналогии.

Задание 5. Прочитайте фрагмент очерка Ю.М. Лотмана «Мы живем потому, что мы разные».

1. Определите к какому стилю речи относится текст, аргументируйте свой ответ.

2. Какова основная мысль отрывка? С помощью каких аргументов она доказывается?

3. На основе этого текста, используя элементы разговорного стиля, подготовьте устное выступление, обращенное к вашим сверстникам. Не забудьте об этикетном оформлении речи. Выскажите собственное мнение по данной теме. Согласны ли вы с автором?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: