Текст 2. Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате

Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью. Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами[126].

Задание 2. Сравните принцип создания художественного образа у Ф. М. Достоевского с принципом конструирования персонажа в постмодернистской литературе, опираясь на определение американского исследователя постмодерна Р. Фидэрмена: «Персонажи новой прозы, фиктивные существа, более не будут хорошо сделанными характерами, с фиксированной идентичностью и устойчивой системой социально-психологических атрибутов — именем, профессией, положением и т. п. <…> Это, однако, не означает, что они будут просто куклами. Напротив, их бытие более подлинно, более сложно и более правдиво, поскольку фактически они не будут имитировать внетекстовую реальность, а будут тем, чем они являются на самом деле: живыми словоформами (word-beings)». Сравните описания героини из романа М. Кундеры «Бессмертие» и книги М. Павича «Хазарский словарь».Как, на ваш взгляд, через создание персонажа-фикции реализуется игровой принцип современной литературы? Какие художественные приемы отражают представления о неустойчивом, условном, иллюзорном и одновременно реальном существовании человека?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: