Найссер (Neisser) Ульрик

(р.1928)

Современный американский психолог. Родился в Германии. Закончил Гарвардский университет в 1950 г., затем учился в Свартморском колледже у одного из основателей гештальтпсихологии В. Келера. Найссер получил докторскую степень в 1956 г., после чего работал в различных университетах Америки, включая университет Брандейса под руководством А. Маслоу, и Корнельский университет.

Найссер получил известность в 1967 г., опубликовав книгу «Когнитивная психология», после чего стал одним из признанных лидеров этого нового направления в психологии.

Разделяя в эти годы основные положения информационного подхода, он рассматривал психику как информационный поток, проходящий через различные стадии обработки. Для некоторых из этих стадий он предложил названия, вскоре ставшие общеупотребительными, например, «иконическая память» или «процессы преднастройки». Впоследствии Найссер, также как и большинство его коллег, оставил крайности раннего периода информационного подхода, считая, что ввиду многообразия реально воздействующих на человека информационных стимулов, их точная количественная оценка затруднительна. В 1980-е годы Найссер сосредоточил свое внимание на изучении памяти и внутренних образов с позиции так называемого «экологического» подхода.

Позволило насытить эту идею новыми, кажущимися все более убедительными данными. Так, и человек и компьютер получают с помощью перцептивных органов (устройств ввода данных) большой объем информации из внешней среды, затем селектируют эту информацию и переводят часть ее в долговременную и оперативную память.

Далее наступает этап обработки накопленной информации, и ее сопоставления с данными, извлекаемыми из различных хранилищ памяти. Наконец, наступает этап принятия решения и выдачи сигналов на эффекторные органы (внешние терминалы), благодаря чему осуществляется активное воздействие на внешнюю среду.

Несмотря на то, что собственно научные достижения когнитивной психологии оказались достаточно ограниченными, на что указывал еще и сам Найссер, в 1976 г. в своей книге «Познание и реальность», несомненная популярность этого направления в последующие годы во многом была вызвана тем, что на фоне стремительно развивающейся нейрофизиологии его стали рассматривать как одну из последних возможностей решить психологические проблемы психологическими методами. Говоря словами У.Найссера, изучить внутренние психические процессы, “не дожидаясь пока придет нейрофизиолог и все объяснит.”

* * *

Тем не менее, в конце двадцатого века популярность информационных методов в психологии заметно снизилась. Наиболее скептически настроенные исследователи стали рассматривать увлечение информационными идеями в предшествующие десятилетия всего лишь как эпизод на фоне продолжающегося с середины века общего теоретического кризиса. Реакцией на неудовлетворительное состояние дел в вопросах теории все чаще стал отказ признать главенство какого-либо одного теоретического направления. Дискуссии между различными школами утратили свою актуальность. Единственным критерием успеха остался полученный практический результат. На смену разбегающейся в начале века волне новых психологических направлений пришла отраженная волна движения навстречу друг другу, нередко приводящая к эклектическому смешению различных теоретических принципов. В этой ситуации поиск системообразующего начала стал не просто данью модной методологии, но и актуальной потребностью психологии. Отражением этой потребности стало особое методологическое направление в психологии, получившее название системного подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: