Контрольные задания и вопросы. В чем заключаются основные положения теории информации?

В чем заключаются основные положения теории информации?

Расскажите о теории функциональных систем П.К. Анохина.

Как раскрываются понятия «кибернетика» и «оперантное научение»?

Какие факторы повлияли на развитие когнитивной психологии?

Расскажите об информационной теории эмоций П.В. Симонова.

Какие вопросы изучал Дж. Брунер?

Что вы знаете о работах Дж. Миллера?

Рекомендуемая литература

119. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах. – Т.1. М.: Педагогика, 1980.
120. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. – М.: Наука, 1980.
121. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: Изд. МГУ, 1982.
122. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. – М.: Наука, 1983.
123. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд. ЛГУ, 1984.
124. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М.: Изд. Российское педагогическое агенство, 1997.
125. Миллер Дж. Магическое число семь плюс или минус два.// Инженерная психология. – М.:Сов. радио, 1964.
126. Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структуры поведения. – М., 1964.
127. Найссер У. Познание и реальность. - М., 1981.
128. Кун Т. Структура научных революций. - М.: АСТ, 2002.
129. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.
130. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
131. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981.
132. Солсо Р. Когнитивная психология. - СПб. 1996.
133. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

ГЛАВА 11

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ 20 ВЕКА

Развитие общесистемного движения

Изменение в общественном сознании ведущей гносеологической традиции – процесс не только весьма болезненный, но и длительный. В Европейской цивилизации переход от теологической традиции к философской продолжался почти 150 лет. Благодаря этому и сейчас часть историков датирует начало Нового времени рубежом 15-16 веков, связывая его с эпохой Великих географических открытий, высокого Возрождения в Италии и началом Реформации в Германии.

В то же время другая часть специалистов указывает иную дату – середину семнадцатого века. Именно тогда в Европе завершилась кровавая череда религиозных войн, в Англии утвердилось верховенство парламента и закона, и повсеместно стали заметны ростки нового рационалистического мышления.

Между этими датами стоят полтора столетия, заключающие в себе первый, глубочайший кризис европейского сознания. И различие между историками заключается лишь в том, принимают ли они за точку отсчета начало или конец этого кризиса.

Второй, не менее глубокий кризис общественного сознания был связан с переходом к позитивистской гносеологической традиции в середине 19 века. Его отправной точкой стало завершение классического периода европейской философии и начало общеевропейской промышленной революции. Завершение же этого кризиса пришлось на начало второй половины 20 века. Оно было подготовлено великими преобразования в физике, сделанными Альбертом Эйнштейном и его коллегами, и новым витком технической революции в связи с началом эры массового внедрения компьютерных технологий.

Сравнение исторических эпох, позволяет увидеть аналогию между трагическим развитием ситуации в Европе в тридцатилетие между началом первой и окончанием второй мировых войн (1914-1945) и эпохой Тридцатилетней войны (1618-1648). Обе эпохи объединяет основанная на идеологическом антагонизме крайняя ожесточенность противостояния сторон и вовлеченность в конфликт большинства европейских наций.

Временные рамки второго кризиса, также как и первого – около 120-150 лет. В сущности, их верхняя граница обозначает наступление новой общественной эпохи – Новейшего времени, которое продолжается приблизительно с начала 1960-х годов до наших дней. (В ряде работ предлагаются и другие даты, например, в советской историографии было принято считать началом Новейшего времени первую половину 20 века, имея в виду революцию в России и окончание Первой мировой войны).

Характерным признаком научного мышления Новейшего времени стал возврат к заложенному Гегелем пониманию системной сущности происходящих в мире процессов и, как следствие, формирование системного движения в общественных и естественных науках.

Для общественных наук это было возрождение утраченной после Гегеля традиции. Предшествующий этап их развития был связан с расцветом иррационалистического направления, представленного именами Шопенгауэра и Ницше, и, одновременно, развитием социологических (Макс Вебер), социально-экономических (К. Маркс) и социально-психологических теорий (Г. Спенсер). В 20 веке все эти направления получили дальнейшее развитие уже как элементы политических доктрин, а образовавшийся философский вакуум был заполнен нравственно-этическими учениями Ж.-П. Сартра, Кьеркегора и др. Однако выступить арбитром при решении принципиальных вопросов науки, например, в споре релятивистской и нерелятивистской физики, ни экзистенциализм, ни другие субъективистские течения философской мысли не смогли.

Одной из первых попыток найти общее методологическое решение многочисленных проблем, поставленных перед наукой 20 веком стала «всеобщая организационная наука» или «тектология» (от греческого «строю»), предложенная известным русским философом, писателем и политическим деятелем А. Богдановым. Задачей тектологии Богданов видел разработку общих способов организации различных элементов, из которых состоит мир, в единое целое. Исходным пунктом всякого организационного процесса, по мысли Богданова, является конъюгация (соединение) элементов. В то же время, организованный комплекс сопротивляется всякому разъединению и изменению.

Богданов выдвигает теорию равновесия, согласно которой все существующее представляет собой сменяющие друг друга состояния подвижного равновесия, устанавливающегося в результате столкновения различно направленных сил. Тектология различает механизм формирующий и механизм регулирующий системы. Основой формирующего механизма является конъюгация, соединение элементов непосредственно или через посредство какого-либо третьего элемента (ингрессия); основой регулирующего механизма является подбор новых состояний системы.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: