Честняков Е. В. (1874–1961)

Летом 1968 года научная экспедиция Костромского музея открыла новое имя в истории русского изобразительного искусства: в деревне Шадрино было найдено более семидесяти живописных полотен и несколько сотен графических листов художника сказочных чудес Ефима Честнякова. Эта работа по реставрации и выявлению все новых и новых работ Ефима Честнякова продолжается и поныне, причем не только живописи, графики и скульптуры. Известно, что еще в 1914 году в петербургском издательстве «Медвежонок» вышла книга сказок Ефима Честнякова «Чудесное яблоко» с его же собственными иллюстрациями. Как оказалось, стихи и сказки он писал всю свою долгую и трудную жизнь. В 1988 году в журнале «Литературная учеба» (№ 1) впервые опубликованы сказки уже «позднего» Ефима Честнякова, еще раз подтвердившие, насколько взаимосвязаны и неотделимы друг от друга его картины и сказки. Картины «Свадьба», «Ряженые», «Посиделки», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Слушают гусли», «Народный праздник» и многие другие пронизаны образами и мотивами фольклора.

Тексты публикуются по изданиям: Ефим Честняков. Чудесное яблоко. Иванушко. Сергиюшко. Спб., 1914 (См. также в кн.: Легенда о счастье. Проза и стихи русских художников, М., 1987). Ефим Честняков. Сказки/Литературная учеба, 1988, № 1. Публикация В. Я. Игнатьева и В. А. Сапогова.

Ручеек. Впервые: Литературная учеба, 1988, № 1.

Шабала – сошный отвал, пол и ца; кочковатая или выбоистая дорога.

Солотина – вязкое жидкое, кислое и ржавое болото, на твердой подпочве, без трясины.

Шляки – палка в поларшина, чурочка, застроганная с концов, по которым, играя, бьют палкой; чиж, чирок.

Калужина – лужа, стоячая вода.

Егорьев день – здесь и далее в рассказе Ефим Честняков описывает основные праздники народного календаря (даты указаны по старому стилю): от начала весны (Егорьева дня) до конца осени (Фролова дня). 23 апреля – день Егория храброго. Егория вешнего (в православных календарях – день Георгия Победоносца). На Егорьевой неделе прилетают ласточки. В поле стадо сгонять и Егорья окликать: Храбрый ты наш Егорий, ты спаси нашу скотину! Выгоняют в первый раз скот в поле вербою с вербного воскресенья. Катаются по нивам, по росе. На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный (26 ноября и 23 апреля). На Юрья святой Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы. С Егорья хороводы, с Дмитрия (24 февраля) посиделки.

Курья – заводь, речной залив; глухой рукав, теряющийся в болотах.

Афанасьев день – 20 июля. День пророка Илии. По народному календарю, первый осенний праздник. На Илью до обеда лето, после обеда осень. Ильинская соломка – деревенская подстилка. До Ильи мужик купается, а с Ильей с рекой прощается.

Смоленская – 28 июля. День Смоленской иконы Божьей Матери, именуемой Одигитрия (Путеводительница).

Успенский пост – 1 августа. Начало Успенского поста. Успенщина, оспожинка, госпожинка, вспожинки, дожинки, обжинки. Окончание жатвы, складчины, братское пиво.

Фролов день – 18 августа. День мучеников Фрола (Флора) и Лавра. Сей озимь от Преображения до Фрола. На Фрола и Лавра лошадиный праздник. На Фрола и Лавра на лошадях не работают, а то падеж будет.

Летучий дом. Впервые: Литературная учеба, 1988, № 1.

Мосты – крыльцо и большие сени.

Ягель – скоба.

Пахтать – болтать, взбалтывать, сбивать.

Голбец – чулан в крестьянской избе, между печью и полатями.

Ондрец (одер, одрянка) – сноповозка, сноповая телега; одноколка, у которой две грядки тащатся волоком, волокушка.

Поленница – кладь дров.

Ослоны – жерди для складки на них снопов или дров для просушки.

Подовник – скирдный пол из жердей, бревен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: