Финансы

Графоаналитическая модель потенциала предприятия

В 1998 году в научных трудах И.М. Репиной впервые предложено графоаналитических метод диагностики предпринимательского потенциала предприятия, названный автором «Квадрат потенциала». Такой метод дает возможность системно установить количественные и качественные связи между отдельными элементами потенциала, уровень его развития и конкурентоспособности и на основании этого обосновать и своевременно реализовать управленческие решения по повышению эффективности функционирования предприятия. Метод имеет несколько теоретических аспектов, которые необходимо учитывать при обосновании управленческих решений.

В самом общем виде графическая модель потенциала, предназначена для проведения диагностики возможностей предприятия, имеет форму сферы. Такая форма представляет все направления деятельности предприятия и тем самым раскрывает диалектику его потенциала. Но на практике трудно пользоваться сферической формой для оценки потенциала предприятия.

Поэтому предлагаем с целью анализа упростить графическую модель в форме круга или другой фигуры в зависимости от выбора количества направлений диагностики потенциальных возможностей предприятия.

Обобщая имеющийся опыт в практике диагностики, приходим к выводу, что диагностику потенциала предприятия целесообразно проводить методом сравнительной комплексной рейтинговой оценки с помощью системы показателей по таким функциональным блокам:

Производство, распределение и сбыт продукции.

Организационная структура и менеджмент.

Маркетинг.

Финансы.

За первым блоком - «Производство, распределение и сбыт продукции» - необходимо проанализировать:

Объем, структура и темпы производства.

Фонды производства.

Имеющийся парк оборудования и степень его использования.

Местонахождение производства и наличие инфраструктуры.

Экологию производства.

Состояние продаж.

За вторым блоком - «Организационная структура и менеджмент» - рассматривается:

Организация и система управлению.

Количественный и качественный состав работников.

Уровень менеджмента.

Фирменная культура.

Следующий, третий блок - «Маркетинг» - предполагает исследования:

Рынка, товара и каналов сбыта.

Нововведений.

Коммуникационных связей. Информации и рекламы.

Маркетинговых планов и программ.

И последний, четвертый блок - «Финансы» - требует анализа финансового состояния предприятия с помощью коэффициентов рентабельности, эффективности, деловой активности, рыночной устойчивости, ликвидности и т.д. Перечень показателей должен удовлетворять такие требования; полного охвата всех сторон производственно-хозяйственной, финансовой и других видов деятельности предприятия; простота сборки показателей; отсутствие дублирования показателей.

В основу расчета конечной рейтинговой оценки возлагается сравнения предприятий по каждому показателю из четырех названных функциональных блоков с условным эталонным предприятием или с реальным предприятием, имеющим лучшие результаты на рынке. Таким образом, базой для рейтинговой оценки состояния и уровня использования предпринимательского потенциала являются не субъективные мнения экспертов, присущие большинству других методик оценки, и высокие результаты, достигнутые в реальной конкурентной борьбе.

Этот подход соответствует практике рыночной конкуренции, где каждый самостоятельный товаропроизводитель пытается по всем показателям деятельности быть лучшим своего конкурента.

Алгоритм графоаналитического метода оценки потенциала предприятия «Квадрат потенциала»:

Исходные данные представляются в виде матрицы, то есть таблицы, где в строках записаны номера показателей, а в столбцах - названия предприятий, потенциал которых анализируют.

Для каждого показателя находят его лучше значение с учетом коэффициента чувствительности и проводят ранжирование предприятий с определением соответствующего места.

Для каждого предприятия находят сумму мест.

Трансформируем полученную в ходе ранжирования сумму мест в длину вектора, что создает квадрат потенциала предприятия. Квадрат потенциала предприятия имеет четыре зоны в соответствии с разделами, которые применены в рассматриваемой системе показателей, и четыре вектора, создающих его.

Определив длину всех векторов, Намечаем квадрат потенциала предприятия и делаем соответствующие выводы.

Графоаналитических метод анализа «Квадрат потенциала» имеет несколько особых теоретических аспектов, которые необходимо учитывать при его использовании.

1. Форма квадрата потенциала может быть двух типов. Первый тип имеет правильную форму квадрата (т.е. векторы, создающие его, е одинаковыми или приближаются к этому). Такое предприятие будет сбалансированный потенциал, что является залогом успеха его деятельности. Второй тип имеет искаженную форму квадрата по следующим причинам: или один вектор развит больше других («болезненный» вектор), или все векторы развиты по-разному (дисгармония векторов). Если квадрат потенциала предприятия приближается ко второму типу, то предпринимательский потенциал требует немедленных преобразований в направлении улучшения сбалансированности его элементов.

2. Потенциалы предприятий можно классифицировать по размеру как крупные, средние и малые. Большой потенциал имеют предприятия, когда длина векторов находится в пределах 70-100, средний - в пределах 30-70; малый - до 30 условных единиц.

3. Внешний контур квадрата определяет возможности предприятия по достижению оптимальных параметров потенциала.

4. Второй и третий векторы квадрата потенциала («Организационная структура и менеджмент» и «Маркетинг») свидетельствуют о наличии предпосылок дальнейшего развития потенциала предприятия.

5. Четвертый вектор - «Финансы» - является результативным и характеризует успешность функционирования предприятия.

Существует связь между формой и размером квадрата потенциала предприятия и его жизненным циклом.

На первой стадии - «стадии развития» - находятся предприятия с формой потенциала второго типа и возможностями его преобразования от малого до среднего за время прохождения стадии. На второй стадии - «стадии успеха» - расположены предприятия, форма потенциала которых принадлежит к первому типу и существует возможность превращения его из среднего в большое. Стадия упадка свидетельствует о негативных явлениях, происходящих с потенциалом предприятия, т.е. о переходе ко второй формы потенциала и уменьшения его размера от большого до среднего, а затем и до малого.

Практика

1. Исходные данные представляются в виде матрицы (аіj), то есть таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i= 1, 2, 3,..., n), а по столбцам - номера анализируемых объектов (j= 1, 2, 3,..., m) для каждого раздела критериальных показателей k (k=1,2,3,4).

2. По каждому показателю определяется лучшее значение и осуществляется ранжирование предприятий с определением занятого ими места.

3. Для каждого предприятия определяется сумма мест (Рkj), полученных в ходе ранжирования по формуле:

n

Pkj= ∑aij

I=1

4. Полученная в ходе ранжирования сумма мест (Рkj) трансформируется в длину вектора, который образует квадрат потенциала предприятия.

Длину вектора, который создает квадрат потенциала предприятия (Вkj, где k=1,2,3,4), находим с помощью формулы:

Вkj= 100 - (Pkj-n) *100/n(m-1)

где Вkj ─ величина вектора, характеризующего к-раздел,

Pkj ─ сумма мест j ─ предприятия по k-разделу, полученная в ходе ранжирования,

n ─ число показателей ранжирования в k-разделе,

m ─ число анализируемых предприятий.

5. После определения длины всех векторов строится квадрат потенциала предприятия, формулируются соответствующие выводы.

Таблица. Производство, распределение и сбыт продукции.

показатель Номер объекта
     
  Объём, структура и темпы производства      
  Фонды производства      
  Имеющийся парк оборудования и степень его использования      
  Местонахождение производства и наличие инфраструктуры      
  Экология производства      
  Состояние продаж      
  Сумма балов      

Длина вектора потенциала по первому разделу определится:

В11= 100 - (10 - 6)*100/6*(3-1)=67 %

В12= 100 – (14 – 6)*100/6*(3-1)=33 %

В13= 100 – (12-6)*100/6*(3-1) = 50 %

Аналогично строим другие таблицы.

Таблица. Организационная структура и менеджмент.

показатель Номер объекта
     
  Организация и система управления      
  Количественный и качественный состав работников      
  Уровень менеджмента      
  Фирменная культура      
  Система переподготовки кадров      
  Система охраны труда      
  Сумма балов      

В21=100 – (11-6)*100/6*(3-1) = 58 %

В22= 100 – (11-6)*100/6*(3-1) = 58 %

В23 = 100 –(14-6)*100/6*(3-1) =33 %

Таблица. Маркетинг.

показатель Номер объекта
     
  Рынок товаров      
  Каналы сбыта      
  Нововведения      
  Коммуникационные связи      
  Информация и реклама      
  Маркетинговые планы и программы      
  Сумма балов      

В31 =100 - (12-6)*100/6*(3-1) = 50 %

В32 = 100 – (14-6)*100/6*(3-1) = 33 %

В33 = 100 – (10-6)*100/6*(3-1) = 67 %

Таблица. Финансы.

показатель Номер объекта
     
  Финансовое состояние предприятия,      
  Коэффициент рентабельности      
  Коэффициент деловой активности      
  Коэффициент эффективности      
  Коэффициент ликвидности      
  Коэффициент рыночной устойчивости      
  Сумма балов      

В41=100 – (11-6)*100/6*(3-1) = 58 %

В42= 100 – (11-6)*100/6*(3-1) = 58 %

В43 = 100 –(14-6)*100/6*(3-1) =33 %

Таблица. Параметры квадратов потенциалов.

предприятие Вектор 1 Вектор 2 Вектор 3 Вектор 4
         
         
         

Если квадрат имеет искаженную форму, либо один из векторов развит намного больше по сравнению с другими, или все векторы развиты по-разному (дисгармония векторов), то потенциал предприятия (подразделения) требует немедленной реструктуризации, которая позволит сбалансировать все элементы потенциала и, возможно, трансформирует его на более высокий уровень.

Потенциалы могут быть классифицированы как высокие, средние и небольшие. Условная шкала дифференциации уровня потенциала в зависимости от длины векторов, которые образуют квадрат потенциала, выглядит следующим образом: 70 – 100 % – высокий потенциал, 30 –70 % – средний потенциал, до 30 % –малый потенциал.

Если в результате получается фигура, близкая к квадрату, то рассматриваемый объект имеет сбалансированный потенциал.

Внешний контур определяет возможности трансформации потенциала до оптимальных параметров, или определяет резерв нереализованных возможностей.

По данным таблицы 5 строим квадраты потенциалов для анализируемых объектов.

Изложенный подход позволяет дать комплексную оценку эффективности, структуре, сбалансированности, уровню реализации потенциала предприятия, проекта, выявить имеющиеся резервы для наращивания инвестиционного потенциала и разработать обоснованные управленческие решения, направленные на дальнейшее развитие предприятия.

В перспективе рассмотренный метод предполагается использовать для оценки эффективности предприятий (проектов) с учетом рисков, возникающих на каждой стадии реализации, реструктуризации, модернизации, проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: