Философские науки и социальная работа

Кроме философии как методологии научного познания, как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, важным является включение в учебный процесс подготовки социальных работников и ряда философских дисциплин, например логики, эстетики и этики.

Особое значение имеет этика. Основные категории этики - добро и зло, благо, долг, ответственность и другие имеют в социальной работе два значения. С одной стороны, как категории, описывающие определенные отношения, складывающиеся в группе или обществе, с другой - как отношение личности к самой себе, другим людям, различным социальным процессам.

Неадекватность восприятия и истолкования этих категорий часто приводит к конфликтам как на уровне личности, так и - общества, проявляющихся в этом случае в виде социальных конфликтов [26, 27, 28].

В теории и практике социальной работы этические категории тесно связаны с проблемой насилия.

"...Осознание себя как личности не происходит у всех одинаково,

некоторые вообще неспособны на борьбу против несправедливости, за свободу и мир. Нельзя ожидать, что все люди встанут на путь ненасилия, автоматически покончив с насилием....Одного воспитания при всей его важности недостаточно... изменить мир. Ненасилие не должно быть нацелено только на уничтожение психологических механизмов пассивности и подчинения, Оно должно укорениться в существующем мире, где насилие царствует во времени и пространстве, где люди скорее покорны, чем независимы, скорее беспечны, чем ответственны" [29].

Таким образом, не трудно заметить, что философия является методологической основой социальной работы как учебной дисциплины. Процесс обучения по программе подготовки социальных работников носит диалектико-интегративный характер, познавательная деятельность в рамках курсов по специальности "социальная работа" развивается по законам диалектики и носит творческий характер.

В разделе рассматривались лишь некоторые, на наш взгляд, наиболее актуальные философские проблемы, осмысливающиеся теорией социальной работы на данном этапе ее развития. Но, естественно, это не исключает, с одной стороны, в будущем освоения теорией социальной работы новых философских проблем, а с другой - возвращения к старым, так как развитие социальной практики высвечивает новые грани этих "старых" философских проблем [30, 31, 32, 33].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: