Гуманистическое направление в психологии возникло и активно стало использоваться психологами в последние десятилетия. К этому направлению относят концепции Карла Роджерса, Абрахама Маслоу (гуманистический подход), Виктора Франкла (экзистенциональный подход), Фрица Перлса (гештальт-традиции).
Важность рассмотрения вкладов в социальную работу указанных психологических подходов трудно переоценить по двум причинам: вопервых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной
5 Интенциональность в данном случае трактуется как внутренняя свобода личности.
работы являются гуманными и, во-вторых, эти подходы дают возможности для понимания человека как целостной личности, находящейся во взаимодействии со своим окружением. Рассмотрим каждый из названных подходов в отдельности.
Основная сущность гуманистической психологии К. Роджерса - акцентированный на личности подход, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода - человек, его предназначение жить и действовать. Гуманистический подход основан на использовании одного из ключевых понятий "интенциональности", необходимости для нормального существования человека, возможности свободы, гуманности, выбора. По глубокому убеждению К. Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека - конструктивны и, если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития. Только на основе интенциональности, свободного индивидуального выбора могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная, индивидуальная субъектность [23].
|
|
Решающую роль в жизни и развитии человека с точки зрения такого подхода имеют его представления о самом себе - "Я" - концепция, центральным звеном которой является понятие "самоценности".
Через всю психологическую теорию личности у К, Роджерса красной нитью проходит идея - каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализацией своих внутренних потенций. Эти идеи он воплотил в модели "личностного роста", основанной на стремлении человека к повышению самоценности и конгруэнтности, что может эффективно использоваться в социальной работе.
К. Роджерсу удалось выделить три условия, которые благоприятны для личностного роста и могут быть созданы самой личностью или с помощью специалиста: подлинность (конгруэнтность - искренность), безусловное принятие другого человека и способность к эмпатическому пониманию другого, сопереживание. Он оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может пытаться каждый человек.
|
|
У К. Роджерса много последователей и сторонников. Его идеи широко используются психологами и в теоретических, и в практических построениях (например, работы С. Спектра, Д. Скотта и др. [26]). Близки ему "по духу" и идеи А. Маслоу. Краеугольным основанием его концепции является стремление личности к самоактуализации [16].
А, Маслоу разработал концепцию иерархии потребностей: первый (низший) уровень соответствует естественным, биологическим потребностям человека, над ним последовательно надстраиваются потребности в безопасности, опеке, знании, самоуважении. Вершина иерархии - потребность в самоактуализации, становлении, росте личности. Этому способствует принятие человеком определенных ценностей: творчества, альтруизма, любви и др. Определяя самоактуализирующуюся личность, А. Маслоу постоянно подчеркивает мысль о том, что
характерно для нее не отсутствие проблем, а умение находить пути и способы их решения.
Экзистенциональная психология дает возможность в социальной работе с клиентами научить их планировать и развивать отношения с другими людьми, которые бы обеспечивали ему определенное существование. С этих позиций важное значение придается выбору действий и коммуникаций как внутри отдельных систем, так и межсистемных связей. Примером могут служить теоретические построения и практика В. Франкла. Важнейшим стремлением личности В. Франкл [31] считает обретение смысла своего существования. Если личность не может реализовать это стремление, то она испытывает фрустрацию (или экзистенциальный вакуум). Каждый человек независимо от пола, возраста, социального статуса, профессии, религиозных убеждений и т.д. несет ответственность за реализацию своего уникального смысла жизни, которому нельзя научить, но который всегда можно осознать.
В концепции личности В. Франкла доминирует положение о том, что для человека важно не то, что с ним случилось, гораздо значимее его отношение к случившемуся, Психологическую работу с людьми автор назвал логотерапией, понимая ее как способ анализа ситуаций и как метод консультирования. Это прямо включается в контекст проблем социальной работы.
Основная задача логотерапии - помочь найти смысл и цель жизни индивида, понять, как человек конструирует свой мир. При этом особое место занимает формирование представлений личности о своем будущем как "запускающем" поведение механизме, основе становления жизненных стратегий.
К современным психологическим теориям гуманистического направления следует отнести и гештальт-психологию. Основные тенденции возникновения и развития гештальт-психологии как научного направления связаны с изучением процесса восприятия. Однако идеи гештальтпсихологии - целостности, константности, структурности, осмысленности психики были распространены и на психологию личности, социальную психологию. В этой связи особый интерес представляют идеи, развиваемые в исследованиях К. Левина и его последователей [21, 22].
К. Левин сосредоточивает свое внимание на исследовании проблем человеческих побуждений (мотивов). Он, в частности, считает, что мотивами могут быть объекты - различные районы "жизненного пространства" индивида, испытывающего в них потребность.
Современные подходы в гештальт-психологии, которые с большой вероятностью важны в социальной работе, связаны со своеобразным пониманием личности и ее опыта. Основоположником этого направления считается Фриц Перле.
Основу подхода Ф. Перле прежде всего связывал с непосредственными чувствами и переживаниями его актуального опыта. "Гештальт" с точки зрения этого направления - это принцип целостности или фигура, действующая либо внутри контекста, либо на определенном фоне.
|
|
Согласно взглядам Ф. Перлса, личность состоит из множества частей, что делает ее неповторимой. По мере развития человек испытывает ряд переживаний, которые разрушают единство личности, а сложность окружающего мира создает трудности в понимании. Многовариантность мира усиливает разъединение различных частей и препятствует их объединению в единую личность. Все это определяет вполне специфические стратегии и технологию социальной работы.
Гештальт-психологи справедливо полагают, что жизненная ситуация это и есть гештальт, поэтому теряет смысл фрагментарная работа с отдельными частями личности. Только личность сама может выстроить новый, более эффективный гештальт своей жизни, Важнейшее место в гештальте отводится целеполаганию, которое и задает его структуру. Недаром талантливая ученица Ф. Перлса Рейноутер большое значение придает личностному самопрограммированию и самоцелепостановке [22].
Гуманистическое начало в гештальт-теории связано с констатацией положения о том, что изменения в личности происходят только тогда, когда она становится сама собой, а не тогда, когда она пытается кем-то быть. Ни от решения "быть лучше", ни от просьб, ни от требований других людей активных внутренних изменений, как правило, не происходит,
В русле гештальт-традиций было создано множество интересных техник психологического влияния, которые могут быть использованы как в рамках данного, так и в рамках других подходов.
Все изложенные подходы дают много ценного для социальной работы. Основная задача психолого-ориентированной социальной работы - войти во внутренний мир личности и помочь ей избрать оптимальное направление развития, опирающееся на адекватное понимание собственного "Я" и окружающего мира.