double arrow
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В КОНФЛИКТЕ. ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ И ТИПИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Многие авторы особое внимание уделяют причинам возникновения конфликтных отношений . Некоторые конфликтологи считают, что в основе человеческих конфликтов лежат биологические программы, направленные на стремление выжить в схватке за существование (соревнование особи с враждебным миром, с представителями других видов, с сородичами). Даже у стадных животных, где существуют определенные правила поведения, предполагается соперничество за лучшую пищу, за самку, за лидерство в стае. Таким образом, стремление к соперничеству заложено еще у предков человека. Дж. Ролз главную причину конфликтов в человеческом обществе связывает с нарушением норм социальной справедливости и, как следствие - с ущемленным Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк выделяют общие характеристики и основные типы конфликтных личностей, провоцирующих или усугубляющих конфликтные отношения . В целом конфликтные личности характеризуются: 1) резким отличием партнеров по своим психологическим характеристикам (например, если мы медлительны и основательны, то нас будет раздражать чья-то суетливость и торопливость); 2) недостатком общей культуры и психологической культуры общения; 3) общим уровнем конфликтности (или неконфликтности) данного человека. Выделяют шесть типов конфликтных личностей:

1. Конфликтная личность демонстративного типа характеризуется следующими особенностями поведения:

o хочет быть в центре внимания (любыми путями);

o отношение к другим определяется тем, как к нему самому относятся другие;




o легко даются поверхностные конфликты (часто выходит "победителем", т.к. окружающие воспринимают такие конфликты как "хохму");

o рациональное поведение выражено слабо, более выражено - эмоционально-импульсивное;

o плохо планирует свою деятельность;

o избегает кропотливой, систематической работы;

o конфликтов не боится и чувствует себя в них уверенно (конфликт - как способ продемонстрировать себя);

o часто оказывается источником споров, но сам себя таковым не считает.

2. Конфликтная личность ригидного типа:

o подозрителен;

o обладает завышенной самооценкой;

o постоянно требует подтверждения собственной значимости;

o прямолинеен и негибок, не учитывает конкретную ситуацию;

o с трудом принимает чужую точку зрения;

o очень обидчив.

3. Конфликтная личность неуправляемого типа:

o импульсивен, плохо контролирует себя;



o поведение непредсказуемо;

o часто ведет себя вызывающе и агрессивно;

o постоянно требует подтверждения собственной значимости; в своих неудачах любит обвинять других;

o не умеет планировать свою деятельность;

o не учится на ошибках прошлого опыта.

4. Конфликтная личность сверхточного типа:

o скрупулезно относится к своей работе;

o предъявляет повышенные требования к себе;

o очень требователен к окружающим;

o обладает повышенной тревожностью;

o чувствителен к деталям и мелочам;

o иногда может порвать отношения с кем-либо, т.к. ему "показалось", что его "обидели";

o сам страдает от своей скрупулезности и подозрительности (нередко мучается бессонницей, головными болями и т.п.);

o сдержан во внешних, особенно в эмоциональных проявлениях;

o плохо чувствует ситуацию общения, часто бывает неадекватен и даже смешон.

5. Конфликтная личность "бесконфликтного" типа:

o неустойчив в оценке и мнениях (часто меняет мнения о других людях);

o обладает легкой внушаемостью (поверит во все, что угодно, "лишь бы не огорчать собеседника");

o характерна некоторая непоследовательность поведения;

o ориентирован на сиюминутный успех в данной ситуации;

o зависит от мнения лидеров (хочет всегда казаться "хорошим");

o излишне стремится к компромиссу;

o не обладает достаточной силой воли;

6. Целенаправленно конфликтный тип личности:

o рассматривает конфликт как главное средство достижения своих целей;

o часто провоцирует конфликты;

o склонен к манипуляции во взаимоотношениях (с кем-то ласков, а на кого-то - давит);

o рационально действует в конфликте, просчитывает варианты ходов, оценивает противников;

o владеет хорошо отработанной техникой поведения в "горячем" (эмоциональном) споре.

Существуют разнообразные способы преодоления возникающих с подобными людьми проблем. Во многих случаях в общении с ними помогают техники коммуникации, используемые в контактах с "обычными" партнерами. Но полезно знать особенности "трудных" личностей, чтобы нормализовать общение с ними.

Наиболее явными из “трудных” личностей являются грубые, резкие, открыто агрессивные люди. Важно понимать причины грубого и агрессивного поведения. Если человек демонстрирует нетипичную для него агрессивную реакцию, эмоциональный взрыв, то часто достаточно бывает сделать перерыв и дать ему прийти в себя.

Но есть некоторые типы людей, для которых агрессия является привычным стилем поведения.

Для выбора адекватного способа обращения с ними необходимо учитывать различия между этими типами. Обобщение опыта позволяет выделить ряд приемов, которые эффективно помогают преодолевать затруднения в общении со многими “трудными” партнерами:

1) установите контакт с вашим оппонентом;

2) после того, как вы почувствуете и осознаете, что данный человек труден в общении, соотнесите его с известным вам типом “трудных” личностей;

3) учитывайте возможность влияния собственных стереотипов;

4) сохраняйте спокойствие и нейтралитет, не попадите под влияние эмоционального заряда и мировоззрения оппонента;

5) в процессе общения выявите систему аргументации оппонента и причины его трудностей, осуществите проверку на реалистичность;

6) используйте приемы общения, дающие выход эмоциям;

7) развивайте контакт, держите ситуацию под контролем, постепенно создавайте совместное поле деятельности;

8) расширяйте совместный подход к делу и используйте его для

выработки соглашения.

В условиях производства источниками конфликтов могут быть и различные "психологические игры" на разных этапах выполнения заданий). При этом сама "психологическая игра" (по Э.Берну) понимается как последовательность "ходов", действий или высказываний, направленных на достижение скрытой цели, не совпадающей с открыто декларируемой целью. Ниже выделяются типичные игры на разных этапах выполнения производственного задания, которые часто также провоцируют новые конфликты и создают напряженность во взаимоотношениях:

1. На этапе получения задания возможны следующие обманные ходы нерадивого работника:

o стремление взять задание без указания конкретных сроков исполнения;

o повторяющиеся попытки взять одновременно большое количество заданий с тем, чтобы потом сослаться на перегруженность;

o попытки доказать, что задание не входит в круг выполняемых данным лицом обязанностей;

o обвинение руководителя в том, что он дает "глупые" задания и т.п.

2. На этапе выполнения задания:

o затягивание работы с целью перевода ее в разряд срочных (с расчетом на то, что кого-то дадут в помощь);

o намеки на то, что работа выполняется "лично для руководителя" или ради него;

o споры с руководителем с целью склонить его к передаче задания другому работнику;

o нарочито наивные рассуждения ("сработать под дурачка") и т.п.

3. На этапе контроля качества работы:

o обвинение руководителя в предвзятости (например, "Я знаю, что вы хотите меня уволить и ищите, к чему бы придраться");

o попытки спровоцировать нетактичное поведение руководителя;

o выражение сомнения в компетентности руководителя и т.п.

Главное в реагировании на подобные игры - вовремя распознать эти хитрые ходы и не дать вовлечь себя в такие "психологические игры".

Особого внимания заслуживают уловки, используемые в ходе публичных обсуждений, которые также часто осложняют отношения между коллегами в организации. Даже тогда, когда эти уловки помогут кому-то в решении отдельных проблем, в последующих деловых контактах эти же уловки по принципу "бумеранга" (или "рикошета") могут быть использованы против сегодняшнего "победителя". К сожалению, стремление постоянно кого-то "побеждать" часто вызывает стремление отомстить за былые обиды. В итоге все взаимоотношения на работе сводятся к постоянному противоборству сторон с переменным успехом. Ниже выделяются типичные "хитрые" ходы в ходе организации и проведения собрания. Например, это может быть ситуация, когда руководство пытается провести через голосование "свое" решение таким образом, чтобы "переиграть" своих противников.






Сейчас читают про: